Применение системы управления рисками позволило ФТС России создать практические механизмы по выявлению и пресечению правонарушений на различных стадиях совершения таможенных операций и одновременно обеспечить ускорение проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых участниками ВЭД, отнесенными к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства. Категорирование осуществляется путем применения двух подходов – отраслевого и субъектно-ориентированного.
На первоначальном этапе в рамках системы управления рисками был реализован отраслевой подход в целях создания благоприятных условий при совершении таможенных операций для крупных промышленных предприятий, реализующих на территории Российской Федерации инвестиционные проекты, автопроизводителей, крупных импортеров рыбы и мяса, предприятий, экспортирующих собственную продукцию.
В перечень, сформированный по отраслевому принципу, сейчас входят 214 организаций. В отношении них определена степень выборочности таможенного контроля. На рассмотрении в ФТС России находится свыше 100 заявлений от участников ВЭД с просьбой о включении их в перечень. Значительное количество участников ВЭД, желающих войти в «зеленый сектор», свидетельствует о том, что категорирование, применяемое ФТС России, бизнес-сообщество расценивает как понятное и прозрачное.
С учетом уже полученного опыта ФТС России рассматриваются вопросы актуализации перечня применяемых критериев. Сейчас отнесение какого-либо производственного предприятия к «зеленому сектору» по отраслевому принципу возможно в том случае, если оно соответствует 13 условиям, главными из которых являются:
- основной вид деятельности – производственная;
- размер уставного капитала – не менее 10 млн. рублей;
- в основном производстве задействовано не менее 50 человек;
- более 50 деклараций в год;
- отсутствие неоднократных административных правонарушений с крупными суммами штрафов и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях;
- отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов, а также неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей.
Еще одно новшество, разработанное и внедренное ФТС России в этом году, - это субъектно-ориентированное категорирование импортеров. Использование этого подхода опиралось на международный опыт, продемонстрировавший, что для принятия решения о применении форм таможенного контроля могут использоваться не только сведения о товарах, но и анализ того, каким образом конкретные компании осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность.
Таможенные истории всех компаний были проанализированы по определенным критериям, которые рассчитывались автоматически с использованием информационных ресурсов ЕАИС ТО - единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, с учетом сведений, поступающих от иных государственных органов. В результате выяснилось, что крупные и давно работающие на рынке компании редко идут на какие-либо нарушения, так как беспокоятся о своей репутации, соблюдают ритмичность поставок, стремятся минимизировать временные потери, в том числе и при таможенном декларировании товаров.
Что касается отбора самих критериев для оценки, то они носят объективный характер и были закреплены Приказом ФТС России № 589 от 26.03.2013 «Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности, для использования в рамках системы управления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации».
На этой основе был сформирован перечень добросовестных импортеров и крупных плательщиков таможенных платежей. Данный список пересматривается автоматизированным программным средством ежеквартально.
В настоящее время в России насчитывается порядка 67 тыс. компаний-импортеров. Из них в «зеленый сектор» входит 2028 юридических лица, т.е. 3% от общего количества. При этом на долю организаций, отнесенных к категории низкого риска, по результатам десяти месяцев 2013 года приходится около 40% партий товаров от общего объема импортируемых товаров и 52% всех таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет при импорте.
Для добросовестных импортеров на этапе таможенного декларирования устанавливается сниженная степень таможенного контроля за счет переноса его основной нагрузки на этап после выпуска товаров. Фактический контроль проводится в среднем в отношении 1 % от общего количества ввозимых ими товарных партий. В результате применения данной технологии для товаров, перемещаемых этой категорией компаний, количество таможенных досмотров уменьшилось в 5-10 раз, а срок выпуска снизился в 2,5 раза.