1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ. Инфраструктура товарного рынка, формирующая каналы товародвижения и обеспечивающая вместе с банковскими структурами функционирование системы товарно-денежного обращения, является одним из ключевых элементов экономики Тульской области. В условиях усиления конкуренции на региональных рынках и тенденции роста цен на энергетические, сырьевые и трудовые ресурсы возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности региональных товаров в качестве одного из стратегических факторов социально-экономического развития региона. Законы рыночной конкуренции ставят перед коммерческими предприятиями задачи использования в своей деятельности более экономичных схем товародвижения. Несмотря на проводимые реформы, экономика Тульской области, как и в целом по России, продолжает оставаться высокозатратной. В связи с этим задача сокращения издержек на стадиях производства и обращения продукции является приоритетной для всех хозяйствующих субъектов. Среди этих издержек, обусловленных нетехнологичностью производства и неоправданно высокими прямыми затратами, весомую долю составляют потери продукции в результате порчи, хищений, уничтожения и т.п. Немалую лепту вносит сюда ухудшение качественных характеристик, влияющих на снижение цен и спроса на продукцию, вплоть до утраты рынков сбыта. Как следствие - снижение прибыли, налоговых платежей, утрата конкурентоспособности производства. Потеря продукции, к сожалению, в большой степени зависит от человеческого фактора -непрофессионализма или недобросовестности менеджмента и персонала (халатности, безответственности, умышленных действий или бездействия). К этому можно добавить низкую учетную дисциплину и двойную бухгалтерию. Анализ структуры совокупных издержек российских предприятий свидетельствует о том, что 45% приходится на затраты в совокупные запасы продукции, 15% - на расходы по ее хранению на складе, 30% - на внешнюю и внутреннюю транспортировку. По этим статьям затрат имеются и наибольшие возможности снижения. Это относится к необходимости совершенствования структуры совокупных запасов продукции, формирования оптимальных партий поставки продукции, управления складским хозяйством, рационализации грузопотоков, комплексного управления товародвижением и др. Развитие регионального товарного рынка осуществляется неравномерно, испытывая влияние следующих сдерживающих факторов: отсутствием общедоступной региональной системы обеспечения товаропроизводителей, покупателей и торговых посредников оперативной информацией о спросе, предложении товаров, ценах, условиях поставки и др.;
высокими транспортными тарифами и неразвитостью транспортно-экспедиционного обслуживания;
недостаточно эффективной работой оптово-посреднического звена, многозвенностью, неразвитостью торгово-складского обслуживания;
низкий удельный вес складских поставок продукции оптовых предприятий, несмотря на увеличение мелкопартийного спроса;
преобладание элементов спонтанности в деятельности ряда торговых посредников. В связи с этим задачей реструктуризации регионального хозяйственного комплекса является сокращение производственных затрат и издержек обращения при условии полного равномерного и своевременного удовлетворения спроса потребителей. Особую значимость приобретает проблема формирования адекватной рыночной экономике сферы обращения, обслуживающей движение материальных и производственных ресурсов. От того, насколько аффективен механизм товародвижения, используемый хозяйствующими субъектами в своей деятельности, в значительной степени зависит эффективность функционирования всей экономики Тульской области. В целях рационализации и оптимизации процессов товародвижения Правительством Российской Федерации утверждена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы. Современный этап реализации задач, стоящих перед региональными органами власти, требует качественно нового, системного подхода к организации товарных потоков на территории области и стимулирования их динамичного развития, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом продукции. Целью построения интегрированной системы товарных потоков на территории области является создание оптимальных условий, способствующих расширению товарно-денежных отношений, динамичному увеличению горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей на основе роста активности посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствования договорных отношений, снижения предпринимательских рисков и взаимного экономического стимулирования. Реализация мероприятий по организации интегрированной системы товарных потоков предполагает решение следующих задач: минимизация материальных и финансовых затрат за счет оптимизации протяженности товаропотоков;
сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения от производителя к потребителю за счет внедрения системы экспертной оценки количества и качества товаров;
снижение затрат на перевозку товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии процесса перевозки;
развитие страхования финансовых рисков торговых операций;
внедрение логистики, комплексного обслуживания поставок товаров;
формирование общедоступной информационно-аналитической системы обеспечения участников рынка оперативной информацией о спросе и предложении, местонахождении товаров, ценах и условиях их поставки;
использование капитала посреднических организаций для поддержки производства;
объединение на добровольной основе организаций торговой инфраструктуры рынка товаров в ассоциации для обмена информацией, проведения исследований экономического и социального характера и выработки общей стратегии развития. Организация цивилизованного и открытого рынка позволит устранить факты недобросовестного ведения бизнеса и необоснованной финансовой эксплуатации промышленных предприятий со стороны многочисленных посредников. За счет легализации значительной части товарных потоков будут созданы условия для повышения качества товаров и снижения издержек, увеличения налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. 2. ПРЕДМЕТ КОНЦЕПЦИИ И ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Предметом настоящей Концепции является совокупность правовых и хозяйственных отношений, связанных с осуществлением производственно-коммерческой деятельности в регионе, организацией эффективного движения товаров и услуг от их производителей до потребителя, механизм оптимизации и рационализации этих отношений. Интегрированная система товарных потоков - есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих участников регионального товарного рынка, объединенных единством целей и экономических интересов по сквозной оптимизации и рационализации товарных потоков, начиная от закупок товарных ресурсов и заканчивая сбытом готовой продукции. Основные направления интеграции: корпоративная;
технологическая;
функциональная;
комплексная. Товарные потоки - находящиеся в движении от производителя в места продажи, потребления (транспортировка) или в запасе (складирование) товары одного наименования или товарные группы, сходные по производственным или потребительским признакам и являющиеся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товары означают предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Торгово-технологический процесс -последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения. Товародвижение - процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления. Транзитная форма товародвижения -форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников. Складская форма товародвижения -форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников. Хранение товаров - процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества. Товарораспорядительная ценная бумага - документ, выдаваемый профессиональным хранителем или перевозчиком (экспедитором) в подтверждение приема товара на хранение (складское свидетельство) или перевозку (коносамент). Социально значимые товарные потоки - товарные потоки, которые классифицируются по потребительским свойствам и количеству потребления, как основные товары народного потребления. Стратегические товарные потоки - товарные потоки, которые классифицируются по объемам производства или товарооборота, как основные товары, имеющие существенное значение для функционирования экономики области и формирования бюджетов всех уровней. Информационные потоки - это потоки сообщений в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемые исходными товарными потоками между системой и внешней средой и внутри системы, и предназначенные для реализации управляющих функций на всех стадиях товародвижения. Финансовые потоки - направленное движение финансовых средств в процессе товародвижения, которые взаимосвязаны с управляемыми товарными потоками напрямую или через информационные или сервисные потоки. Сервисные потоки - совокупность услуг, связанных с исходными товарными потоками, способствующих обеспечению качества и количества товаров, а также оптимизации процесса управления товарными потоками на всех стадиях товародвижения. Рынок товаров и услуг, потребительский рынок - сфера обмена товарами или группами товаров, товарораспорядительными ценными бумагами между товаровладельцами, держателями товарораспорядительных ценных бумаг, исполнителями услуг и покупателями, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена. Инфраструктура товарных рынков -это система взаимосвязанных предприятий и организаций, являющихся структурными элементами товарных рынков, способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, содержанием которой является разработка и добровольное принятие обязательств по соблюдению стандартов, норм и правил предпринимательской или профессиональной деятельности. Саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования на условиях добровольного участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности. Члены саморегулируемой организации в соответствии с их свободным волеизъявлением осуществляют свою деятельность в четком соответствии со стандартами, нормами и правилами, разработанными в рамках такой организации. Инфраструктура интегрированной системы товарных потоков - это организационно-экономическая система взаимодействия самостоятельных предприятий и организаций инфраструктуры товарных рынков, объединенных посредством добровольного членства в саморегулируемых организациях в целях создания условий интеграции и оптимизации движения товарных, финансовых и информационных потоков и бесперебойного функционирования сфер конечного потребления. 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Правоотношения между участниками интегрированной системы товарных потоков основываются на нормах Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации, законов Тульской области, постановлений и распоряжений губернатора Тульской области, постановлений администрации Тульской области. Неурегулированные вопросы в части отношений, которые не регламентируются действующим законодательством, решаются путем обобщения опыта уже сложившейся практики делового оборота, ее унификации и закрепления в декларациях, договорах, заключаемых между участниками интегрированной системы товарных потоков, а также в стандартах, правилах, разрабатываемых внутри саморегулируемых некоммерческих организаций. Участие в интегрированной системе товарных потоков носит строго добровольный характер. Саморегулируемые организации вступают в члены интегрированной системы товарных потоков посредством подписания единого Договора, в котором должны быть изложены общие правила деятельности всех участников интегрированной системы товарных потоков на территории Тульской области. При возникновении необходимости возложения определенных функций на одну из организаций такая организация определяется на конкурсной основе. Предприятия и организации в соответствии со свободным волеизъявлением вступают в члены саморегулируемых некоммерческих организаций. Правила и стандарты саморегулируемой организации могут содержать любые нормы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.Правила и стандарты саморегулируемой организации должны содержать предъявление к участникам саморегулируемой организации следующих требований: соблюдение правил деловой этики и обычаев делового оборота, устранение или снижение конфликта интересов участников саморегулируемой организации, их сотрудников и должностных лиц;
информационная открытость действий участников саморегулируемой организации, затрагивающих интересы третьих лиц;
обеспечение добросовестного ведения хозяйственной деятельности;
ответственность перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) за несоответствие требований к результатам своей деятельности как по безопасности, так и с точки зрения потребительских характеристик;
запрет на осуществление действий в ущерб интересам иных субъектов предпринимательской деятельности;
запрет недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров (работ, услуг) и иных лиц действий, наносящих моральный вред и ущерб деловой репутации отдельных участников и всей саморегулируемой организации в целом. Стандарты саморегулируемой организации предполагают стандартизацию основных торгово-технологических процессов товарных потоков, в том числе: Стандарты закупок должны содержать стандартизованные технологии закупок, вплоть до количественной и качественной приемки товаров и грузов;
Стандарты хранения должны содержать практически все технологии обработки грузов, вплоть до подготовки товаров к отпуску потребителям. Стандарты поставок должны определять порядок отпуска (доставки), вплоть до обеспечения замены (возврата) недоброкачественных, нестандартных товаров. Стандарты обслуживания должны содержать широкий спектр стандартов на логистические операции, связанные с сервисным обслуживанием товарных потоков. 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ. Добровольность в принятии обязательств. Саморегулирование. Приоритет интересов товаропроизводителей и потребителей. Экономическая целесообразность деятельности каждого участника системы. Добросовестное исполнение принятых на себя обязательств каждым участником системы. Принцип единства нормативно-правовой базы, правил, стандартов и технологий. Принцип раскрытия общедоступной информации по операциям на рынке. Принцип обеспечения равных возможностей всем участникам системы, стимулирования здоровой конкуренции между участниками. Сочетание функционального и институционального подходов в построении инфраструктуры. Развитие инновационного потенциала и конкурентных преимуществ экономики области. Применение современных достижений мировой экономики с учетом формирующихся обычаев делового оборота и накопленного российского опыта. 5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ. Оптимизация процесса товародвижения за счет профессионального складского хранения и транспортировки товаров, в том числе с выдачей товарораспорядительных ценных бумаг - складских свидетельств и коносаментов. Сбор, обобщение, хранение, анализ и предоставление информации о спросе и предложении на товарном рынке Тульской области, включая данные об участниках интегрированной системы товарных потоков. Создание условий для повышения надежности кредитования предприятий и организаций - участников интегрированной системы, обеспечение надлежащей защиты и приоритета требованиям залогодержателя, расширение финансового инструментария, содействие активизации деятельности институциональных инвесторов (инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций). Оказание комплекса услуг, обеспечивающих соответствие качества и количества товаров, а также способствующих снижению риска потерь и повышению эффективности процесса управления товарными потоками на всех стадиях товародвижения. Контроль добросовестности и качества профессиональной деятельности участников системы. Содействие обеспечению защиты прав и интересов участников системы. 6. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ И ИХ ФУНКЦИИ. Инфраструктура интегрированной системы товарных потоков состоит из самостоятельных взаимосвязанных систем, образованных по функционально-профессиональным признакам: 1. Торговая и оптово-посредническая система 2. Транспортно-складская система 3. Система учета прав на товары, грузы и товарораспорядительные ценные бумаги 4. Расчетная система 5. Информационная система 6. Система экспертной оценки количества и качества товаров 7. Система контроля качества профессиональной деятельности предприятий- участников системы 8. Система страхования рисков 9. Финансово-кредитная система 10. Система защиты и обеспечения прав участников системы Каждая из вышеперечисленных систем в свою очередь включает в себя следующие подсистемы: организационная, устанавливающая состав и взаимосвязи участников и инфраструктурных участников интегрированной системы товарных потоков;
экономическая, включающая в себя: мотивацию и стимулирование участников системы;
экономические методы и финансовые инструменты;
оценка ожидаемых результатов;
технологическая, отражает схему и порядок взаимодействия участников системы;
нормативно-правовая, составляющая правовую основу для функционирования системы;
информационная, устанавливает источники, перечень и содержание информации, а также порядок ее обращения в системе. 6.1. ТОРГОВАЯ И ОПТОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Торгово-посредническая система объединяет деятельность организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара, в том числе посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок. В инфраструктуру торгово-посреднической системы входят следующие субъекты хозяйственной деятельности: оптово-посреднические организации, торгово-распределительные центры, дилеры, оптовые рынки, товарные биржи. Торговые посредники являются эффективным инструментом экономии финансовых ресурсов в процессе товародвижения. Кроме того, специализация посреднических организаций на логистических услугах способствует развитию комплексного характера их деятельности, значительному повышению их общей роли в сфере товарообращения. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых форм деятельности оптово-посреднических предприятий (услуги по управлению, консультации по использованию товаров, гарантийное обслуживание и т.д.), развивается и совершенствуется функционирование системы логистико-посреднических структур, укрепляются договорные связи посредников с транспортными и складскими предприятиями. Возросли потребности в организации межрегионального и межгосударственного товарообмена. Поэтому развитие посреднических услуг в сфере товарообращения должно быть взаимосвязано с формированием специализированных организаций нового типа либо коммерческо-посреднических организаций и предприятий, осуществляющих комплексное обслуживание заказчиков с учетом как функций по закупке и продаже, так и логистических методов посреднической деятельности по организации товародвижения. Торгово-посреднические организации как инфраструктурные участники интегрированной системы товарных потоков выполняют следующие функции: маркетинговые исследования для производителей товаров, розничных торговых предприятий, потенциальных покупателей;
формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями покупателей;
информационное обслуживание;
организация хозяйственных связей между предприятиями - изготовителями и потребителями продукции;
содействие сбыту товаров предприятий - изготовителей;
консалтинговые услуги, включая разработку рекомендаций по организации транспортно-складского хозяйства предприятий, услуги по регулированию производственных и товарных запасов на предприятии;
взаимодействие с транспортными и транзитной и складской форм товародвижения;
услуги по оказанию помощи предприятиям в выполнении работ, осуществляемых на материальных складах и складах готовой продукции предприятий (составление графиков подкомплектовки, информирование о требованиях по маркировке, упаковке, объему партий);
услуги по оказанию помощи предприятиям в оформлении транспортной документации и заключении договоров на перевозку;
услуги по управлению, консультации по использованию товаров;
гарантийное обслуживание;
взаимодействие с организациями, оказывающими услуги по экспертной оценке количества и качества товаров;
взаимодействие со страховыми организациями по вопросам страхования рисков утери, порчи товаров при хранении и транспортировке. Большинство указанных услуг посредники оказывают промышленным предприятиям, часть консалтинговых и информационных услуг они могут оказывать органам государственной власти и местного самоуправления. Особое место в системе товародвижения занимают торговые биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки, выставки. Основной задачей этих субъектов хозяйственной деятельности является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Создание оптовых продовольственных рынков в крупных городах Тульской области предполагает согласованные и скоординированные действия производителей, оптовых продавцов и потребителей в целях решения следующих задач: упрощение и ускорение процесса продвижения товаров к конечному потребителю за счет сокращения числа торговых посредников;
формирование оптимальных рыночных цен на конкретные потребительские товары за счет товарных интервенций и скупок;
обеспечение круглогодичного бесперебойного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;
предоставление всем поставщикам продукции равных возможностей по устойчивому выходу на немонополизированный конкурентный рынок;
обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже;
ускорение и упрощение взаиморасчетов и платежей, в том числе налогов и других платежей в бюджет;
формирование достоверной информации о спросе и предложении потребительских товаров;
обеспечение стандартизации, сертификации и действенного санитарного контроля качества реализуемой продукции. В соответствии с федеральной целевой программой "Электронная Россия", комплексом мероприятий по формированию информационно-аналитической системы Центрального федерального округа, утвержденным постановлением губернатора Тульской области от 23 апреля 2002 года N 220, в настоящее время в Тульской области реализуется проект формирования Тульского областного электронного рынка производства и потребления товаров и услуг и создания Регионального электронного маркетингового центра (РЭМЦ) как его центрального звена. Тульский областной электронный рынок производства и потребления товаров и услуг будет являться структурно организованной территориальной системой информационной, аналитической, коммуникационной и правовой поддержки следующих процессов: розничной и оптовой торговли;
маркетинговых, сбытовых и посреднических операций;
материально-технического снабжения товаропроизводителей;
развития прямых контрактных и партнерских отношений;
инновационной и инвестиционной деятельности. Создание электронного рынка - это формирование комфортной виртуальной среды деятельности коммерческих агентов - посреднических предприятий, продавцов и покупателей, что обеспечивает оптимизацию сделок по объемам, срокам, ассортименту и качеству на основе прозрачности информационного пространства. Электронный рынок как система объединяет на добровольной основе специализированные предприятия и организации различной формы собственности, обладающие необходимыми технологическими возможностями создания локальных информационных сред. Такими локальными информационными средами могут быть Intеrnеt-магазины, электронные торговые площадки, электронные порталы различной направленности по видам продукции, товаров и услуг. 6.2. ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ СИСТЕМА. Важную роль в организации интегрированной системы товарных потоков на территории области должна сыграть деятельность предприятий и организаций транспортно-складской системы. Наряду с развитой транзитной формой товародвижения значительная часть товаропотоков осуществляется через складские формы поставки товаров и продукции. В условиях интегрированной организации товародвижения через складскую сеть актуально решение задачи создания системы независимого складирования, основанной на логистических принципах, каждый участник которой является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Такая система может быть образована как через формирование акционерных обществ, так и на объединении профессиональных коммерческих организаций, специализирующихся на складских операциях. В результате развития профессиональной складской деятельности при тесном взаимодействии с транспортными организациями и обслуживаемыми предприятиями возникает реальная основа для развития интегрированной организации товародвижения на территории области через товарные склады, оптово-посреднические складские предприятия, транспортные склады и производственные склады обслуживаемых предприятий. Субъектами транспортно-складской системы являются: товарные склады - организации, осуществляющие в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров товаровладельцев без приобретения права собственности на них и оказывающие связанные с хранением услуги;
посреднические организации комплексного обслуживания, имеющие складские площади;
самостоятельные посреднические предприятия, сориентированные на терминальные технологии;
распределительные центры - организации, покупающие товары напрямую у поставщиков и производителей и продающие и доставляющие эти товары в сеть магазинов без участия посредников;
совместные структуры, образуемые посредническими организациями и клиентурой на основе интеграции складского хозяйства;
транспортные и транспортно-складские компании;
транспортные терминалы. Основные условия создания системы следующие: проведение наиболее полной инвентаризации складских мощностей на территории области и анализ их состояния с целью их эффективного скоординированного использования при взаимодействии с обслуживаемыми предприятиями и транспортными терминалами;
становление посреднических организаций в качестве субъектов логистического обслуживания;
рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических при развитии транспортных терминалов и в интегрированных с ними структурах;
интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур. Эти условия предусматривают функционирование специализированных межпроизводственных товарных складов, при наличии которых возможны варианты вывоза и завоза продукции непосредственно на производственные участки, минуя склады предприятий. Причем функции складов предприятий, которые используются при транзитной форме материально-технического обеспечения, при складской форме могут быть возложены на коммерческо-посреднические и складские организации, имеющие межрегиональное значение. Интеграция управления товаропотоками обеспечит соответствующее сокращение звеньев цепи (вариантных процессов) товародвижения и связанных с этим дополнительных затрат. Его эффективность должна повыситься не только благодаря экономии расходов на оперативное планирование, организацию и контроль поставок и перевозок продукции, но, главным образом, в результате сокращения количества складских и грузовых операций. Факторами снижения удельной стоимости транспортно-складских операций являются: модернизация транспортно-складского комплекса;
стандартизация транспортно-складских операций;
перевозка грузов экономичными партиями;
достижение экономии на превентивных закупках по более низким ценам и складировании запасов материальных ресурсов, необходимых для обеспечения производственного процесса;
стандартизация складской и транспортной документации;
увеличение комплекса услуг, предоставляемых профессиональными посредническими организациями;
укрепление договорной основы взаимодействия транспортно-складских посредников с поставщиками и покупателями товаров;
комплексное страхование рисков;
введение системы обязательной экспертной оценки количества и качества продукции, обращаемой через интегрированную систему товарных потоков;
оптимизация форм и сроков складского хранения товаров посредством введения в обращение товарораспорядительных ценных бумаг - складских свидетельств и коносаментов;
координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских страховых и сезонных запасов готовой продукции в дистрибутивной сети;
улучшение потребительского спроса за счет быстрого адекватного выравнивания предложения и спроса;
более широкое географическое покрытие определенной территории рынка;
гибкость в апробации новых секторов рынка;
применения новых технологий, прежде всего информационных. Инициаторами и проводниками интегрированной организации товародвижения должны стать организации - участники транспортно-складской системы, объединенные на добровольной основе в саморегулируемые организации - некоммерческие партнерства и ориентированные на современные методы логистического управления. 6.3. СИСТЕМА УЧЕТА ПРАВ НА ТОВАРЫ, ГРУЗЫ И ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. 6.3.1. Система реестров товаров, грузов и товарораспорядительных ценных бумаг состоит из реестров товарных складов, реестров транспортных и транспортно-экспедиционных компаний. Каждый из реестров, в свою очередь, включает в себя реестр товаров и грузов, принятых на хранение или для перевозки, а также может содержать реестр выданных складских свидетельств или коносаментов. Ведением реестров могут заниматься как непосредственно товарные склады и транспортные (транспортно-экспедиционные) компании, так и специализированные организации, являющиеся инфраструктурными участниками интегрированной системы товарных потоков. Эти организации осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами и положениями, разработанными на основе стандартов соответствующих саморегулируемых организации. 6.3.2. Депозитарная система создается с целью оказания услуг по хранению товарораспорядительных ценных бумаг и учету прав держателей в отношении ценных бумаг, помещенных на хранение. Депозитарий должен обеспечивать защиту прав и интересов держателей ценных бумаг, товаровладельцев, товарных складов и перевозчиков, способствовать внедрению современных способов передачи прав на ценные бумаги, в том числе с применением электронной цифровой подписи. Организации депозитарной системы в рамках своей деятельности выполняют следующие функции: физическое хранение складских свидетельств и коносаментов;
учет и идентификация держателей товарораспорядительных ценных бумаг;
учет прав держателей ценных бумаг на депонированные ценные бумаги;
удостоверение прав держателей ценных бумаг в отношении ценных бумаг, помещенных в депозитарии для учета и хранения;
учет передачи товарораспорядительных ценных бумаг;
удостоверение факта передачи ценных бумаг. Депозитарий может быть участником информационной системы, являясь, с одной стороны, источником информации, с другой стороны - ее распространителем. 6.4. РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА. Расчетная система включает в себя совокупность взаимных расчетов предприятий и организаций - участников интегрированной системы товарных потоков в связи с их обязательствами, вытекающими из сделок купли - продажи, поставки товаров, продукции, грузов и товарораспорядительных ценных бумаг друг другу, осуществление таких расчетов через банки и другие финансово-кредитные учреждения. На качество финансовых потоков могут негативно воздействовать неплатежи, замена реальных денег ликвидным и неликвидным бартером, дебиторская задолженность, нарушение сроков платежей и предоплат. Расчетная система должна гарантировать надлежащее выполнение условий денежных расчетов по сделкам между участниками интегрированной системы товарных потоков. Участники могут использовать традиционные формы прямых расчетов между собой, используемых интегрированной системой товарных потоков. 6.5. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. Современный этап развития экономики и общества в целом характеризуется возрастающей ролью принципа информационной прозрачности коммерческих отношений, что оказывает влияние на интенсивное развитие информационной сферы, представляющей собой совокупность информационной инфраструктуры и субъектов, осуществляющих формирование, распространение и использование информации. В целях обеспечения функционирования интегрированной системы товарных потоков актуально создание информационной системы, позволяющей предприятиям и организациям своевременно решать целый комплекс задач, включая стратегический и оперативный маркетинг, решение вопросов сквозной оптимизации и логистики. Инфраструктура информационной системы включает в себя средства массовой информации, специальные справочные издания, ПР-агентства и, как наиболее перспективные с точки зрения объемов, сроков, оперативности предоставляемой информации, электронные порталы различной направленности по видам товаров и услуг. Информационная система включает в себя:
- информационное обеспечение (информационная модель и информационные технологии);
- состав обрабатываемой информации, органично связанный с техническим и программным обеспечением, позволяющим трансформировать многочисленные виды, источники, информационные потоки в систему актуальных и доступных для пользователей системы показателей для подготовки, принятия и реализации оперативных и стратегических решений. Широкое внедрение на территории области новых современных информационных технологий должно существенно повысить эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижая трансакционные издержки и открывая новые информационные возможности. В этой связи необходимо принятие следующих мер: обеспечение комплексного характера региональных целевых программ информатизации за счет формирования эффективной системы их планирования, включение в них положений, касающихся разработки и поддержки специального программного обеспечения и обучения пользователей;
инвентаризация региональных информационных ресурсов и разработка технологических решений, позволяющих формировать их как единую систему, доступную в режиме реального времени для различных уровней управленческой иерархии, для коммерческих предприятий и организаций и физических лиц;
внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок;
развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных и муниципальных организаций: учебных заведений, библиотек, а также предприятий федеральной почтовой связи;
развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, электронных библиотек. На качество стратегических и оперативных решений, принимаемых в результате обработки информационного потока, могут влиять отклонения по таким параметрам, как полнота и достоверность информации, ее надежность, оперативность, способность к трансформации и передаче и др. В этой связи возникает объективная необходимость трансформации традиционного информационного обеспечения в относительно автономные логистические информационные системы, охватывающие все звенья реально циркулирующих товарных потоков. При организации массивов информации будут использоваться унифицированные системы документации и классификаторы, с помощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных. Для создания полноценной информационной системы необходимо: определить источники и потребителей информации;
определить состав, форму и периодичность обновления раскрываемой информации, включая: цены и объемы товаров в торговых системах и внебиржевом обороте;
обязательное опубликование любых фактов серьезных нарушений, допущенных какими - либо лицами - участниками интегрированной системы товарных потоков;
установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов;
разработать эффективную систему сбора и распространения информации;
обеспечить внедрение информационно-технологических процессов (операций кодирования, обращения через средства распространения информации, расшифровка при получении) и обеспечение необходимым программным продуктом и техническими средствами отправления, передачи и получения;
обеспечить круглосуточный доступ пользователей к распространяемой информации;
создать сеть специализированных центров по сбору и раскрытию информации;
определить принципы четкого разграничения информации на информацию, являющуюся коммерческой тайной и не являющуюся таковой;
создать общепринятую систему показателей финансового состояния и добросовестности деятельности участников интегрированной системы товарных потоков;
определить ответственность участников интегрированной системы за непредоставление информации, подлежащей раскрытию, и за предоставление недостоверной информации. Наиболее значимыми для построения информационной сети на сегодняшний день являются Интернет-технологии. Современный уровень развития экономики предполагает не только бизнес-процессы как происходящие в Интернете, но и отдельные хозяйственные процессы в отраслях традиционной (материально-вещественной) экономики, при осуществлении которых используются "высокие технологии", в том числе технологии электронного обмена информацией или WEB - технологии. 6.6. СИСТЕМА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ТОВАРОВ. Система экспертной оценки количества и качества товаров представляет собой определенный порядок профессиональной деятельности специализированных организаций, оказывающих услуги по осуществлению достоверного учета и контроля товарных потоков в соответствии с нормами и правилами, осознанно и добровольно принятыми участниками интегрированной системы товарных потоков в целях обеспечения и защиты своих экономических интересов и предотвращения непроизводственных потерь. В рамках интегрированной системы товарных потоков система экспертной оценки количества и качества товаров выполняет следующие функции: сюрвейерская деятельность: инспекции груза, продукции (количество, состояние, в т.ч. перед транспортировкой, упаковка и маркировка, учет поврежденного груза, подсчет остатков груза);
инспекции транспортных средств и контейнеров (состояние, проверка пломб, наблюдение за вскрытием, контроль замера температуры в холодильных камерах) инспекции погрузочно-разгрузочных операций (контроль соблюдения правил погрузки-выгрузки, контроль подготовки к безопасной транспортировке, укладки и крепления);
инспекции складских помещений (состояние, соответствие, условия);
контроль качества продукции (отбор образцов, анализ качества по потребительским свойствам и уровню дефектности, освидетельствование в сторонних лабораториях, анализ содержания влаги и т.д.);
проведение независимых экспертиз: для таможенных целей;
для страховых компаний;
для кредитно-банковских организаций;
консультационных (по определению причин образования дефектов товаров, поврежденных при хранении, погрузке и перевозке);
потребительских (по определению причин образования дефектов товаров, бывших в употреблении);
проведение экспертиз для освидетельствования обстоятельств форс-мажора. Структурообразующими элементами системы экспертной оценки количества и качества товаров являются: Тульская торгово-промышленная палата;
государственные надзорные и инспекционные организации;
правоохранительные органы;
сюрвейеры;
независимые оценщики и экспертные организации;
товаропроизводители и покупатели продукции;
транспортные, складские, оптово-посреднические организации;
страховые организации;
финансово-кредитные организации. Мотивация включения сюрвейерских услуг в контракты или принятия собственником решения о введении инспекционного контроля основана на соблюдении следующих условий цивилизованного ведения бизнеса: необходимость в получении объективной информации о продукте;
обеспечение прозрачности компании и бизнеса;
снижение коммерческих рисков использования различных финансовых инструментов при оптимизации процесса обращения продукции. Введение независимой экспертизы количества и качества продукции является важнейшим условием для повышения имиджа предприятия, а также создает конкурентные преимущества, что особенно необходимо при подготовке региональных предприятий к вступлению России в ВТО. В этой связи в первую очередь актуально создание условий проведения независимой экспертизы количества и качества важнейших для областной экономики видов товаров. Критерием для отнесения продукции к категории важнейшей может быть ее участие (доля) в социально-значимых и стратегических товарных потоках области, а также экспортная ориентация. В соответствии с принятыми критериями устанавливается региональный перечень продукции, в отношении которой целесообразно проведение независимой экспертизы в интересах производителя (собственника), потребителя, а также обеспечения поступательного развития экономики Тульской области. В этот перечень могут быть включены: химическая продукция;
удобрения;
спирты и их производные;
растительные масла;
зерно;
уголь;
сыпучие строительные материалы (щебень, песок и т.п.);
чугун, арматура;
лом, шихта;
машиностроительная продукция;
бумага и изделия из нее;
изделия из дерева. Одновременно с перечнем важнейшей продукции разрабатываются Правила функционирования системы экспертной оценки количества и качества продукции и механизм их исполнения, который должен отражать прежде всего реальный интерес участников системы в прозрачном ведении бизнеса. Система экспертной оценки количества и качества продукции создает условия, а руководством к действию должны стать прежде всего интересы коммерческих контрагентов и добровольное волеизъявление собственника товара. 6.7. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ - УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ. Успешное решение задач интеграции товарных потоков на территории области в большой степени зависит от профессионального уровня участников данного процесса. Действующая государственная система оценки профессиональной деятельности предприятий и специалистов в случаях и в порядке, установленных законодательством, предполагает лицензирование деятельности или аттестацию хозяйствующих субъектов. Однако в целях обеспечения эффективности реализации и поддержания функционирования интегрированной системы товарных потоков на территории Тульской области необходимо создание региональной системы оценки качества профессиональной деятельности ее участников. Для реализации этой задачи в структуре интегрированной системы товарных потоков создается аттестационная комиссия, состав и положение о которой утверждается Координационным Советом. АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ инфраструктурных участников системы - постоянно действующий орган при Координационном совете интегрированной системы товарных потоков, формируемый на добровольной и безвозмездной основе из числа представителей саморегулируемых организаций, Тульской торгово-промышленной палаты, Координационного совета. Аттестационная комиссия, действуя в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями, подписавшими единый Договор членов интегрированной системы товарных потоков, выполняет следующие функции: сбор, обобщение и распространение информации о соблюдении предприятиями и организациями норм, правил, стандартов, добровольно принимаемых ими посредством вступления в саморегулируемые организации;
на основе анализа уставных документов саморегулируемых организаций разрабатывает рекомендации для Координационного совета о заключении, приостановке действия или расторжении Договора участников интегрированной системы товарных потоков;
в целях снижения рисков недобросовестного ведения бизнеса, укрепления деловой репутации, создания условий повышения доверия потенциальных коммерческих контрагентов разрабатывает рекомендации, инструкции, методические документы для членов интегрированной системы товарных потоков, включая следующие направления:
- добровольная сертификация товаров, работ, услуг в соответствии с Законом РФ "О техническом регулировании";
- аттестация, сертификация, проведение конкурсного отбора специалистов (экспертов), специализированных организаций;
- сертификация систем качества на соответствие международным стандартам ISO 9000;
принимает участие в разрешении спорных вопросов, возникающих между членами интегрированной системы товарных потоков. 6.8. СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ. Любая хозяйственная деятельность неразрывно связана с определенным риском материальных или финансовых потерь . Риски качества профессиональной деятельности коммерческих контрагентов частично принимает на себя инфраструктура интегрированной системы товарных потоков посредством создания условий современной профессиональной организации учета и контроля, унификации принципов ведения бизнеса, расширения спектра распространяемой информации. Это одна из основных мотиваций добровольного участия предприятий в создании данной системы. Кроме того, в целях усиления защищенности предприятий и организаций от потенциальных рисков необходимо создание эффективной системы обеспечения финансовой компенсации убытков посредством использования механизма страхования. В этой связи рациональная организация сферы управления рисками в интегрированной системе товарных потоков должна предусматривать создание саморегулируемой организации, объединяющей страховые компании, страховых консультантов и брокеров. Задачами и функциями такой организации будут являться: оценка рисков, определение перечня и видов рисков;
разработка порядка реализации ответственности участников интегрированной системы товарных потоков за причиненные ими убытки;
оказание услуг по выбору технологий страхования рисков;
предоставление информации об участниках страхового рынка применительно к специфике страховой технологии;
разработка методов оптимизации снижения рисков. Следует учитывать следующие виды рисков: риски пользователей услугами предприятий и организаций - участников интегрированной системы товарных потоков;
риски участников интегрированной системы товарных потоков;
риски держателей товарораспорядительных ценных бумаг;
предпринимательские риски, связанные с закупками, хранением, транспортировкой и поставками товаров;
прочие финансовые риски, связанные с недобросовестностью коммерческих контрагентов. Действие системы страхования рисков должно распространятся в первую очередь на те продукцию, работы, услуги, процессы, которые определяются как наиболее рискованные. В системе следует использовать следующие механизмы управления рисками: административные - влияющие на организационную структуру интегрированной системы товарных потоков;
технологические-контролирующие порядок применения принципов, норм и стандартов обращения товаров;
финансовые - включающие в себя особые способы управления финансами, применяемые участниками системы в соответствии с нормами, правилами и стандартами;
информационные - управление потоками информации на товарном рынке;
юридические - обеспечивающие юридическую защиту в случае реализации рисковой ситуации. 6.9. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. Одним из основополагающих факторов формирования интегрированной системы товарных потоков является повышение интенсивности финансовых потоков посредством создания благоприятных условий для привлечения дополнительных финансово-кредитных ресурсов в сферу товарно-рыночных отношений. Главными задачами финансово-кредитной системы должны стать повышение эффективности функционирования финансовой инфраструктуры, укрепление ее роли в экономике региона. Важными предпосылками для этого будет служить разработка норм, стандартов и технологий финансово-кредитных операций, направленных на достижение следующих результатов: снижение рисков банковской и инвестиционной деятельности;
увеличение сроков и снижение стоимости кредитных ресурсов;
сокращение издержек кредитных организаций и институциональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний);
расширение финансового инструментария;
рационализация методики составления технико-экономических обоснований. В то же время взаимодействие кредиторов и заемщиков в рамках интегрированной системы товарных потоков должно способствовать упрощению процедуры оформления кредитных договоров. Поскольку из всех элементов кредитной операции наиболее проблемным является обеспечение обязательств заемщика, именно в этом аспекте содержится значительная рисковая компонента всей операции в целом. Использование товарораспорядительных ценных бумаг в банковском кредитовании за счет создания единого методологического подхода при совершении операций с ними дает возможность формализовать залоговый способ обеспечения кредитов, сделать его более гибким, единообразным, надежным для кредиторов и доступным для множества предприятий-заемщиков. В целях повышения привлекательности и ликвидности простых и двойных складских свидетельств, коносаментов целесообразно разработать единый механизм обращения взыскания на заложенное имущество и единые правила распродажи предмета залога с аукциона. Коммерческие банки, финансовые компании, частные и институциональные инвесторы в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг должны стать важным звеном регионального рынка, поддерживающим ликвидность товарораспорядительных ценных бумаг. Сделки "репо" по приобретению складских свидетельств и коносаментов перспективны в качестве механизма привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу производства. Стратегическая цель состоит в создании организованной торговли на основе взаимной защиты интересов, поскольку только организованные площадки дают участникам вторичного рынка гарантии исполнения сделок, осуществляя контроль депонирования денежных средств и ценных бумаг. 6.10. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ. Система защиты и обеспечения прав участников интегрированной системы товарных потоков включает в себя: третейский суд при Тульской торгово-промышленной палате;
саморегулируемые профессиональные организации;
нотариат;
профессиональных консультантов и консультативных компаний;
аудиторские компании;
юридические фирмы;
другие организации. 7. МЕТОДЫ, СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ СТРУКТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМЫ. В целях формирования и устойчивого развития новых рыночных структур, возникающих в результате сложившейся более высокой степени связности и взаимообусловленности деятельности хозяйствующих субъектов, требуются новые соответствующие способы, формы и методы, адекватные по своей сложности и структурному многообразию направлениям применения. Классический механизм рыночного регулирования, основанный на стихийном хозяйствовании множества экономически и юридически самостоятельных структур, недостаточен в этих условиях, поскольку не всегда обеспечивает реализацию системных интересов этих новообразований и не в полной мере раскрывает потенциал эффективности их деятельности. товарных потоков на территории Тульской области должна способствовать росту конкурентных преимуществ каждого хозяйствующего субъекта - участника системы за счет снижения совокупных затрат на единицу полученного эффекта на основе следующих методов: сопряжение социально-экономических интересов участников организации товародвижения в виде материальных, товарных, финансовых потоков;
интеграция усилий (потенциалов) всех участников системы для получения синергического эффекта от более рациональной организации товародвижения;
установление экономических компромиссов и зон взаимной выгоды для всех участников системы при практической реализации оптимальных вариантов функционирования и развития интегрированной системы;
кооперацию трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов организационно, экономически и юридически самостоятельных субъектов рынка с целью более эффективного использования общего потенциала при организации управления экономическими потоками. Степень сохранения самостоятельности участников системы и достижения компромисса между ними в процессе их кооперации обеспечиваются принципом добровольности участия и уставными документами саморегулируемых организаций. Способами интеграции деятельности предприятий и организаций в рамках настоящей Концепции являются: единая технология материального потока как процесса, включающая комплекс услуг, оказываемых конечным потребителям (технологическая интеграция);
интеграция информационных потоков (информационная интеграция);
рациональная организация всех элементов системы материального обеспечения и их сопряженность между собой (организационная интеграция);
организация форм внутрисистемного контроля исполнения участниками системы принятых на себя обязательств (управленческая интеграция);
адаптация системы и ее элементов к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды товарных рынков (внешнеэкономическая интеграция). Конкретные направления деятельности по реализации Концепции организации интегрированной системы товарных потоков определяются спецификой технологической сопряженности основных структурных составляющих системы и степенью их экономической заинтересованности на основе следующих принципов. Проводимые мероприятия должны ориентироваться только на реально достижимые к моменту их внедрения условия, целенаправленно формируемые для эффективного использования. К числу таких условий относится достигнутая работоспособность элементов системы и степень формализованности организационно-экономических отношений между всеми предприятиями-участниками системы. Организация системы должна строится последовательно развиваться от эпизодического решения отдельных задач по оптимизации товарных потоков, интегрирующих несколько сравнительно обособленных структурно-функциональных подразделений с целью снижения трансакционных затрат до образования целостной интегрированной системы. Построение системы необходимо начать с разработки и реализации целенаправленного комплекса мер по созданию отдельных элементов инфраструктуры интегрированной системы. Преимущество поэлементного создания системы заключается в возможности получения экономического эффекта от отдельных мероприятий задолго до начала функционирования всей системы. Особое место в данной работе занимают формы и методы государственной поддержки организации" интегрированной системы товарных потоков предприятий на территории области: Администрация Тульской области принимает активное участие в осуществлении координационных функций. Это связано с тем, что в настоящее время хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных предприятий-поставщиков и потребителей или через многочисленные посреднические структуры. При администрации области создан Координационный совет по интеграции товарных потоков на территории Тульской области с участием представителей администрации области, территориальных органов федеральных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, кредитных и страховых компаний. Целесообразно оказание государственной поддержки создаваемым в регионе крупным товарораспределительным центрам. Причем формы поддержки могут быть как рекомендательного и методического характера, так и, возможно, в форме вложения в уставный капитал в виде имущества - складских помещений и земельных участков под строениями. Участие администрации области на правах собственника в деятельности крупных товарораспределительных структур целесообразно для оказания содействия рационализации транспортно-складского процесса в регионе, сокращения в нем складских перевалок, уменьшения потерь и порчи грузов. Таким образом будет обеспечено получение общей экономии ресурсов в региональном процессе товародвижения, а также созданы условия для поступления дополнительных средств в областной бюджет. Администрация области будет активно способствовать развитию межрегиональных товарных потоков. На основании действующих межрегиональных соглашений о сотрудничестве предполагается организация обмена товарами через систему товарных складов. Повышению эффективности функционирования интегрированной системы товарных потоков предприятий будет способствовать деятельность администрации области по развитию внешнеэкономических связей Тульской области. Следует учитывать в комплексе возможности рационализации товаропотоков как между регионами Содружества Независимых Государств, так и с зарубежными странами. Здесь в наибольшей мере могут быть использованы достижения логистики по повышению эффективности межгосударственных товаропотоков. 8. РОЛЬ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ. В целях формирования системного подхода к организации товарных потоков на территории области и стимулирования их динамичного развития, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом продукции, развития и укрепления инфраструктуры товарного рынка Тульской области, повышения эффективности участия кредитных организаций в реализации товарно-денежных отношений, укрепления платежной и финансовой дисциплины постановлением администрации Тульской области от 8.04.2003г. N 186 создан Координационный Совет по интеграции товарных потоков на территории Тульской области (далее по тексту - Совет). Совет призван координировать интересы всех участников регионального товарного рынка, содействовать обеспечению взаимовыгодных отношений между ними. Основными направлениями деятельности Совета являются: формирование системного подхода к анализу организации товарных потоков на территории области и потенциала ее развития, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом готовой продукции;
разработка методических рекомендаций -"правил делового оборота", определяющих отношения между предприятиями - участниками интегрированной системы;
выявление случаев нечестной практики экономических агентов;
порядка и состава применяемых мер по регулированию деятельности организаций инфраструктуры товарного рынка, по развитию нормативной базы, обеспечивающей эффективный товарооборот на территории Тульской области;
разработка мер по осуществлению государственной поддержки оптимизации процесса товародвижения;
создание финансовых и институциональных предпосылок для реструктуризации и развития потенциала реального сектора экономики области, повышение его конкурентоспособности на межрегиональном и международном рынке;
проведение инвестиционной политики, включая содействие в разработке инвестиционных проектов и программ, реализация которых предусматривает оптимизацию товарных потоков на территории области;
организация мероприятий по развитию сотрудничества с организациями товарно-фондовой сферы, содействие проведению региональных и межрегиональных совещаний, конференций, симпозиумов и семинаров по вопросам оптимизации товародвижения и потенциальных возможностей снижения издержек предприятий Тульской области;
организация разъяснительной работы среди предприятий Тульской области о необходимости объединения на добровольной основе организаций - участников регионального рынка товаров с целью развития инфраструктуры системы товарных потоков области. Для решения этих задач Совет выполняет следующие функции: анализ состояния и содействие развитию товаропроводящей сети Тульской области;
прогнозирование внедрения новейших форм, методов и технологий рационализации управления потоковыми процессами товародвижения, организуемыми хозяйственными структурами;
содействие формированию информационных и финансовых систем обеспечения процессов товародвижения и функционирования товаропроводящей сети;
разработка схем рационализации межгосударственных, межрегиональных, внутрирегиональных перевозок материально-технических ресурсов;
разработка методических материалов по использованию эффективных вариантов товародвижения через складские объекты, транспортные терминалы государственной и/или частной собственности (для устранения нерациональных перевозок и повторных перевалок продукции);
координация деятельности субъектов товарных рынков по организации и осуществлению товародвижения;
подготовка предложений и методических рекомендаций по развитию государственных и коммерческих организаций, специализирующихся на логистическом обслуживании товародвижения;
анализ и подготовка предложений по организационной структуре и функциям оптово-посреднических предприятий. Совет, в целях выполнения возложенных на него задач, разрабатывает предложения губернатору области об основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Тульской области по выполнению разрабатываемых Советом мероприятий, в том числе в рамках межрегиональных и международных соглашений о сотрудничестве. 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Реализация предложенных подходов по вопросам интеграции товарных потоков будет способствовать координации хозяйственной деятельности предприятий и организации, внедрению прогрессивных экономических механизмов, позволяющих снизить производственные затраты и повысить эффективность ведения бизнеса, что окажет положительное воздействие на рост инвестиционной привлекательности как отдельных предприятий, так и всей области в целом. В целях дальнейшей оптимизации товарных потоков, роста экономического эффекта проект построения интегрированной системы, отработанный на региональном уровне, может быть мультиплицирован на осуществление аналогичных проектов в других субъектах Российской Федерации.