Эксперты общественной организации «ОПОРА РОССИИ» поддерживают инициативу ФАС РФ, вернуть государственное регулирование на стоимость стивидорных услуг в морских портах России и перевести тарифы в рубли.
Проводимая в последние годы планомерная работа по выводу деятельности компаний-операторов морских терминалов из-под тарифного и антимонопольного контроля несет большие риски для представителей малого и среднего предпринимательства. Свои опасения и видения по решению данной проблемы представители бизнес-сообщества готовы официально представить ведомствам: ФАС РФ и Министерству транспорта России.
«Отказ де-факто от тарифного регулирования откроет возможности отдельным субъектам хозяйствования, контролирующим деятельность компаний-операторов морских терминалов, определять структуру экспорта. Верификация будет происходить через формирование транспортной составляющей для любых массовых грузов, имеющих экспортный потенциал, например, уголь, зерно, железорудная продукция, черные металлы», - отмечает председатель Комитета по транспорту «ОПОРА РОССИИ» Глеб Киндер.
Такие изменения, по оценке экспертов Комитета по транспорту «ОПОРЫ РОССИИ», окажут влияние на развитие целых отраслей экономики и поставят их в транспортную зависимость от лиц, контролирующих морские терминалы в ключевых портах Российской Федерации.
«Наглядной иллюстрацией таких негативных последствий служит сложившаяся практика работы операторов зерновых терминалов в глубоководных портах - Новороссийск и Туапсе, которые обеспечивают более 50% экспорта зерновых грузов Российской Федерации», - сообщил эксперт комитета по транспорту «ОПОРА РОССИИ» Дмитрий Голополосов.
В настоящее время уже развернулись активные дискуссии в связи с инициативами ФАС России по восстановлению ценового регулирования тарифов операторов морских терминалов.
Субъекты МСП считают необходимым провести анализ рынка, для сохранения и увеличения конкурентноспособности российских портов наряду с портами других стран. Эффективное тарифное регулирование, основанное на анализе рынка, (конкуренция отсутствует - применяется тарифное регулирование, если идет процесс перехода из естественно-монопольного состояния в конкурентное, то должно применяться гибкое тарифное регулирование и т.д.), поможет искоренить субъективные цены за перевалку экспортно-импортных грузов, которые зачастую в портах России выставляют крупные стивидорные компании. Кроме того, такие меры обяжут последних экономически согласовывать с государством свои действия, которые напрямую влияют на стратегически важные процессы нашей страны.
Кроме того, предприниматели настаивают: оплачивать перевалку и хранение грузов в морских портах России необходимо в национальной валюте.
«Общепонятной является ситуация со стоимостью заемных средств в Российской Федерации, сложность поиска «длинных денег», это, к великому сожалению, является объективной реальностью нашей экономики, и особенно болезненно проявляется в развитии малого и среднего бизнеса. При этом поддержание завышенной рентабельности операторов морских терминалов за счет товаропроизводителей в целых отраслях экономики Российской Федерации носит признаки злоупотребления доминирующим положением при оказании услуг относимых к сфере естественной монополии. Также - негативно влияет на экономику Российской Федерации в целом. Мы считаем необходимым производить расчеты за перевалку и хранение грузов следующие через морские порты Российской Федерации по фиксированным ставкам в национальной валюте, что соответствует общемировой практике», - высказывает мнение большинства предпринимателей эксперт Комитета по транспорту «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Голополосов.
Комитет по транспорту «ОПОРА РОССИ»