28 июня 2013 года состоялось заседание президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию, где был рассмотрен вопрос инновационного развития железнодорожного транспорта.
28 июня 2013 16:30
Предлагаем читателям портала "Логистика" ознакомиться с фрагментами выступлений участников заседания по вопросам, относящимся к логистике.
Мы говорим сегодня об инновационном развитии железнодорожного транспорта, отметил премьер-министр Дмитрий Медведев. В 2012 году мы отмечали юбилей – 175 лет российских железных дорог, которые сегодня входят в тройку крупнейших в мире, а железнодорожный транспорт играет и будет играть огромную роль в жизни России в силу её масштабов, отдалённости от тех или иных мест, но и обеспечивает более 40% пассажирских перевозок и грузовых перевозок.
Очевидно, что отрасль является генератором спроса на новейшие технологии. Основной заказчик – ОАО «Российские железные дороги». Только опираясь на современные технологии, на передовые разработки можно решить такие сложные задачи, как повышение скорости движения, что является императивом развития в XXI веке, обеспечение комплексной безопасности, увеличение грузоподъёмности поездов.
При этом очевидной является задача снижения издержек, увеличение эффективности отрасли, а также того, что называется восприимчивостью отрасли к интересам потребителей и поставщиков, прежде всего в целях ограничения роста тарифов на предоставляемые услуги.
На государственном уровне принят целый ряд важных документов, в которых установлены инновационные направления развития железнодорожного транспорта.
В соответствии со Стратегией развития транспорта до 2030 года (она была принята ещё в 2008 году) планируется уделять внимание тяжеловесному грузовому сообщению. Всё это создаёт более жёсткие требования и к подвижному составу, и к инфраструктуре. Некоторые важные моменты.
- Долгосрочный и стабильный заказ со стороны компании «Российские железные дороги». Есть заказ, будет и производство, которое позволяет планировать инвестиции. Принят целый ряд тарифных решений, учитывающих снижение затрат на инфраструктуру при эксплуатации инновационной техники – решений, которые должны стимулировать покупателя делать выбор в пользу новой продукции.Я имею в виду некоторые документы, которые принимала ФСТ по тарифам в 2012 и 2013 годах.
- Продолжение технологической кооперации с ведущими зарубежными партнёрами. Такие партнёры у «РЖД» есть - это «Сименс», «Альстом». При этом следует выходить на максимально возможную локализацию по производству основных комплектующих и узлов. По некоторым образцам локализация уже достигает 80%. Но заимствовать нужно не только передовые и научно-инженерные решения, но и подходы к управлению производством. Очень важно также организовать целевую подготовку специалистов, способных работать на такой технике.
- Принято решение о направлении части средств Фонда национального благосостояния в окупаемые инфраструктурные проекты. Среди них строительство высокоскоростной линии Москва – Нижний Новгород – Казань. Другой проект – это модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали. Большие, серьёзные проекты. Решение принято, и это, конечно, должно создавать мультипликативный эффект для других отраслей, для других участников этого процесса. Поэтому реализация потребует широкомасштабной кооперации транспортного, строительного и промышленного комплексов с привлечением потенциала отечественных научных и образовательных центров уже на настоящем этапе – на этапе проектирования и технологического аудита.
Ещё одну тему подчеркну. У нас российские производители железнодорожной техники вполне способны не только укреплять позиции на внутреннем рынке, но и занять заметное место на так называемом пространстве 1520. Основные инструменты для решения отраслевых задач сформированы, определены приоритетные направления. Необходимо рационально распределять имеющиеся ресурсы.
В целом развитие отрасли и развитие железнодорожного транспорта происходит энергично в последние годы. Инновационное развитие железных дорог должно быть современным, основанным на самых серьёзных требованиях по линии безопасности.
Максим Соколов, Министр транспорта: В документах нашего стратегического планирования, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, в федеральной целевой программе, в государственной программе «Развитие транспортной системы», которая была утверждена Правительством в декабре 2012 года, определены цели и задачи инновационного развития транспортного комплекса, в том числе железнодорожного транспорта.
Ряд задач и целей уже были названы Дмитрием Медведевым, но помимо этого хочу отметить не только снижение себестоимости перевозок, повышение пропускной и провозной способности, также увеличение скорости доставки грузов, и одно из важнейших направлений - повышение безопасности перевозок. Решение задачи повышения пропускной и провозной, то есть зависящей не только от количества поездов, но и от объёмов и массы перевозимых грузов, способности инфраструктуры, имеет несколько направлений, в том числе позволяющих за счёт инноваций достигнуть следующих результатов:
- увеличение нагрузки на ось вагона (это позволит увеличить массу перевозимого груза в одном вагоне),
- увеличение погонной нагрузки за счёт изменения параметров вагона (это позволит за счёт сокращения длины вагона при сохранении его грузоподъёмности увеличить массу поезда, поскольку максимальная длина поезда является стандартной величиной, которую сегодня по технологическим причинам нельзя увеличить),
- снижение коэффициента тары за счёт применения новых материалов в производстве вагонов (алюминия, композитных материалов),
- повышение мощности локомотива для тяги тяжеловесных поездов и усиление верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений также с применением новых видов строительных материалов (композитов, полимеров), новых технологий строительства и других новаций.
Что касается задачи повышения скорости доставки грузов, то здесь идёт работа над созданием нового типа локомотивов с другими эксплуатационными характеристиками тяговых двигателей, силового оборудования, новых типов вагонных тележек для повышения скоростей до 160 км/ч в грузовом варианте, и это будет активно использовано в модели высокоскоростных магистралей.
Необходимо также будет добиться повышения качественных параметров рельс по прямолинейности и износостойкости. Это, соответственно, требует инновационного развития и технологий в сфере металлургии. Также мы видим перед собой задачу совершенствования системы управления движением поездов, в том числе с внедрением технологии ГЛОНАСС, и сегодня РЖД является одним из передовиков в этом плане.
Снижения себестоимости перевозок позволяют добиться не только повышение массы перевозимых грузов в составе одного поезда, но и повышение скорости движения поездов и организация движения поездов с параллельным трафиком. Применение износостойких материалов в конструкциях подвижного состава решает задачу и энергоэффективности.
Внедрение и развитие инноваций требует своевременного формирования нормативной базы, стандартов, СНиП, обеспечение прогнозирования спроса на инновационную продукцию, новых методов государственного стимулирования путём тарифного регулирования и создание иных экономических стимулов.
Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД": Приоритетные задачи, которые мы перед собой поставили, сформулированы на основе Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. В соответствии с этой стратегией была разработана «Белая книга». У нас есть нормативная база, которая позволяет нам реализовывать установки Правительства и государства.
Поставлена задача к 2015 году снизить энергоёмкость перевозочной деятельности к уровню 2010 года на 7,2%. Благодаря реализации энергосберегающих технологий в 2012 году этот показатель составил 3,4%.
Для нас Транссиб и БАМ – это вещи взаимосвязанные. Наша позиция заключается в том, что мы должны рассматривать эти две магистрали, не просто Транссиб. Потому что когда мы предлагали свои проекты, мы исходили из экономической эффективности использования средств, и для этого как раз две магистрали нам были бы очень полезны.
Особую гордость у нас вызывает специально разработанная система для управления транспортной работой во время Олимпийских игр в Сочи. Мы там практически закончили создание совмещённой инфраструктуры – железнодорожной и автомобильной, но это ещё сопровождается созданием самой современной системы управления. Современный уровень внедрения спутниковых технологий на российских железных дорогах - это абсолютно необходимый элемент именно для организации высокоскоростного движения, движения опасных грузов необходимо постоянно контролировать нахождение наших поездов, вагонов с опасными грузами. И здесь ГЛОНАСС играет вполне конкретную рабочую роль.
Мы передадим правительству проект федерального закона «О стандартизации».
С целью стимулирования закупок инновационной продукции именно российского машиностроения необходимо распространить использование инвестиционного налогового кредита, если нас поддержат Минэкономразвития и Минфин. Поручить Минэкономразвития рассмотреть такой подход при оценке инновационности продукции, исходя из длительности жизненного цикла железнодорожной техники, что объективно требует увеличения срока признания техники инновационной. Пока мы говорим о трёхлетнем периоде, это для нас, естественно, недостаточно. Это те предложения, которые я хотел бы сделать.
Читать текст полностью: http://government.ru/news/2690
Отраслевой портал "Логистика" - Logistics.ru