Бытует мнение, что провести тендер – это просто, и достаточно лишь собрать необходимое количество предложений, добавить конкуренцию между существующими и потенциальными поставщиками, и в итоге получить максимально низкие цены.
Но если это так просто, то получается, что эффективный транспортный тендер может провести любая компания. И если транспортные услуги одинаково хорошо может закупать каждый, то можно предположить, что любая производственная или торговая компания осуществляет доставку до своих клиентов одинаково хорошо. Таким образом, организация и управление логистикой не являются конкурентным преимуществом.
Но так ли это на самом деле? Звучит сомнительно, ведь разница в качестве доставки порой заметна невооруженным глазом. Экономическая ситуация, подкрепленная мнениями аналитиков и экспертов, заставляет все больше компаний рассматривать именно логистику как драйвер бизнеса. В связи с этим отдел логистики, который является сервисной функцией и от которого постоянно требуют доставлять товары быстро, в срок, без потерь и повреждений, по лучшей цене и качеству, испытывает колоссальное давление как внутри компании, так и вне её.
Это приводит к тому, что и сам грузоотправитель «давит» на перевозчика, заставляя его принимать невыгодные для себя условия. Однако при этом важно всегда помнить, за счет чего именно перевозчик может снизить ставки. Ведь маржинальность перевозчика и так предельно низкая, и постоянно снижать тарифы за счет снижения своей прибыльности он не может. Так, по мнению участников транспортного рынка, доходность транспортных компаний колеблется в районе 6-8%. Тогда как грузовладелец может добиться снижения стоимости перевозок?
Ответ кроется в таком хитром термине, как «коллаборационная логистика», которая предполагает плотное совместное сотрудничество грузоотправителей и перевозчиков, с целью обмена информацией и построения максимально эффективных цепей поставок. Таким образом, компании не могут переложить всю ответственность только на перевозчика и просить его бесконечно снижать свои цены, а должны принять часть ответственности на себя. Но каким образом?
У грузоотправителей и грузоперевозчиков есть одно неоспоримое преимущество, одновременно являющееся недостатком – каждый видит только свою часть большой картины. В поле зрения грузоотправителей – конкурентный и широкий рынок предложений, а грузоперевозчики, в свою очередь, видят такой же конкурентный и широкий рынок транспортной потребности.
Для эффективной совместной работы требуется механизм, позволяющий сторонам сопоставить их интересы и увидеть единую картину. И уже она поможет обеим сторонам извлечь максимальную пользу: грузоотправитель получит перевозчиков, которые наилучшим образом решат его транспортные потребности за хорошую цену, а грузоперевозчик получит работу, в которой он наиболее конкурентоспособен и компетентен.
Можно ли это сделать с помощью электронных таблиц? Отчасти, конечно, можно. Но статистика говорит о том, что разница в эффективности решений ручного и машинного анализа может достигать 8%, особенно для больших и сложных массивов данных, которыми зачастую являются долгосрочные транспортные тендеры. Выбор становится очевидным.
Однако при этом важно понимать, что анализировать большие объемы данных в логистике стали не так давно, и на рынке все еще не так много решений, которые могли бы не просто собрать предложения, но и произвести глубокий качественный и количественный анализ данных.
Использование результатов, полученных с помощью методов математического моделирования, становится необходимостью для крупных производственных компаний, которые стремятся найти оптимальную для себя матрицу поставщиков. И в случае, если ваша компания задумывается над тем, как анализировать текущие объемы данных и извлекать из этого не только пользу, но и выгоду, то главным советом будет обращать внимание на те инструменты (в том числе тендерные платформы), которые инвестируют в инновации и развивают методы интеллектуального анализа больших объемов данных.
Сергей Власов
менеджер по развитию бизнеса Ticontract, компания Transporeon Group