Среди главных тенденций развития логистики, определяющих состояние логистики в постсоветских странах, можно отметить несколько следующих:
1. Вступление в действие с 1 января 2011 года новой, восьмой по счету, редакции ИНКОТЕРМС. Количество базисов было сокращено с 13 до 11, из которых введено два новых — DAT и DAP.
2. Перевод украинских и российских портов на электронный документооборот при оформлении грузов.
3. Вступление в силу 13 июня 2013 года Закона о морских портах Украины, который, по сути, явился законодательной основой самой крупной за годы независимости страны реформы в сфере портового хозяйства.
4. Утверждение Кабинетом Министров Украины условий охраны опасных и ценных грузов во время их перевозки автомобильным транспортом и перечень таких грузов. Соответствующее постановление Правительство приняло 30 января 2013 года.
5. Переход украинских железнодорожников на новую систему управления поездами (процессом перевозок). Создание крупных современных инновационных диспетчерских центров.
Были и другие события, однако их влияние кажется нам не столь значительным, по сравнению с указанными выше.
Посмотрим вперед, в светлое будущее. Тренд будущего для логистики — на наш взгляд, прежде всего, «Альянсы» (создание и объединение в альянсы поставщиков, дистрибьюторов, производителей).
Важным трендом я бы назвал внедрение игрофикации (от англ. gamification) как системы мотивации логистов всех уровней, а также как системы маркетинговых «ловушек» для клиентов логистических компаний.
По-прежнему актуальными будут механизация и автоматизация всех без исключения логистических операций (например, выдвижной пол в грузовом автоприцепе (полуприцепе) для быстрой погрузки-выгрузки; применение голосовых технологий на складах при комплектации заказов).
Важной тенденцией остается применение технологий электронного документооборота (сокращение бумажных носителей).
Важным фактором станет экологизация в логистике (например, замена деревянных паллет на пластиковые или картонные изготовленные из макулатуры, использование электропогрузчиков взамен дизельных).
Будет значительно более распространенным запуск на регулярной основе мобильвагонных перевозок (контрейлерного сообщения).
Дальнейшее развитие логистики связано с созданием единой международной интернет-площадки для поиска партнеров и совместного применения технологии Code Sharing (например, on-line поиск партнера для объединения и отправки контейнеров «Комплектом на вагон» (повагонная отправка), а не отдельными контейнерами (контейнерная отправка).
Для будущего, на наш взгляд, будет свойственна узкая специализация «знания + опыт» сотрудников отдела логистики. Сотрудник по организации железнодорожных перевозок должен иметь образование железнодорожного вуза, а не финансовой академии; сотрудник по организации автомобильных перевозок обязан быть выпускником автомобильно-дорожного института, а не педагогического университета; сотрудник по внешнеэкономической деятельности — с дипломом таможенной академии, а не медицинского колледжа.
Если продолжить тему «образовательных» трендов, то можно предположить усиление роли создания корпоративных университетов на предприятиях для непрерывного повышения квалификации сотрудников департаментов логистики.
И, наконец, на развитие логистики будет влиять глобальная тенденция создания систем организации и ведения бизнеса, в центре которых клиент, его желания и мечты.
Естественно, в ближайшее время логисты столкнутся и с определенными трудностями. Что касается 2014 года, то основными я назвал бы следующие проблемы:
1) повышение конкурентоспособности транспортной системы. Не стоит забывать о том, что развитие цивилизованных рыночных отношений на транспорте тесно связано с развитием гармоничного рынка складских операторов;
2) реализация транзитного потенциала страны;
3) улучшение инвестиционного климата;
4) развитие сетевой дистрибуции, особенно крупноформатного ритейла;
5) экспансия сетевой розницы в регионы;
6) усиление специализации логистических компаний (оказание «бутико-вого» сервиса).
Необходимо отметить, что украинский рынок логистических услуг еще относительно молод, и он активно развивается.
Развитие отечественной логистической инфраструктуры будет зависееть от множества факторов, важнейшими из которых, на мой взгляд, будут следующие:
а) кадровый голод в Украине, так как общий уровень подготовки специалистов логистической отрасли падает. Следует учесть, что отечественные вузы дают в большей степени теоретические знания. При этом зачастую инновации Европы и США не замечаются, не уделяется должного внимания практике;
б) скупость акционеров, которые не желают оплачивать для логистов курсы повышения квалификации, а тем более MBA, «обрезают» уровень доходов сотрудников отделов логистики, снижают бюджеты на развитие современных логистических технологий и внедрение лучших мировых практик на своих предприятиях;
в) политическая нестабильность и неопределенность в Украине.
Дмитрий Манишин,
free-lance logistic, Новосибирск, Россия