Отечественная логистика: основные тенденции развития

Среди главных тенденций развития логистики, определяющих состояние логистики в постсоветских странах, можно отметить несколько следующих:

1. Вступление в действие с 1 января 2011 года новой, восьмой по счету, редак­ции ИНКОТЕРМС. Количество базисов было сокращено с 13 до 11, из которых введено два новых — DAT и DAP.

2. Перевод украинских и российских портов на электронный документообо­рот при оформлении грузов.

3. Вступление в силу 13 июня 2013 года Закона о морских портах Украины, кото­рый, по сути, явился законодательной основой самой крупной за годы незави­симости страны реформы в сфере порто­вого хозяйства.

4. Утверждение Кабинетом Мини­стров Украины условий охраны опасных и ценных грузов во время их перевозки автомобильным транспортом и пере­чень таких грузов. Соответствующее постановление Правительство приняло 30 января 2013 года.

5. Переход украинских железнодо­рожников на новую систему управления поездами (процессом перевозок). Созда­ние крупных современных инновацион­ных диспетчерских центров.

Были и другие события, однако их влияние кажется нам не столь значитель­ным, по сравнению с указанными выше.

Посмотрим вперед, в светлое будущее. Тренд будущего для логистики — на наш взгляд, прежде всего, «Альянсы» (созда­ние и объединение в альянсы поставщи­ков, дистрибьюторов, производителей).

Важным трендом я бы назвал внедре­ние игрофикации (от англ. gamification) как системы мотивации логистов всех уровней, а также как системы маркетин­говых «ловушек» для клиентов логисти­ческих компаний.

По-прежнему актуальными будут механизация и автоматизация всех без исключения логистических операций (например, выдвижной пол в грузовом автоприцепе (полуприцепе) для быстрой погрузки-выгрузки; применение голосо­вых технологий на складах при комплек­тации заказов).

Важной тенденцией остается приме­нение технологий электронного доку­ментооборота (сокращение бумажных носителей).

Важным фактором станет экологиза­ция в логистике (например, замена дере­вянных паллет на пластиковые или кар­тонные изготовленные из макулатуры, использование электропогрузчиков вза­мен дизельных).

Будет значительно более распростра­ненным запуск на регулярной основе мобильвагонных перевозок (контрей­лерного сообщения).

Дальнейшее развитие логистики свя­зано с созданием единой международной интер­нет-площадки для поиска партнеров и совместного применения технологии Code Sharing (например, on-line поиск партнера для объединения и отправки контейнеров «Комплек­том на вагон» (повагонная отправка), а не отдель­ными контейнерами (кон­тейнерная отправка).

Для будущего, на наш взгляд, будет свойственна узкая специализация «зна­ния + опыт» сотрудников отдела логистики. Сотрудник по органи­зации железнодорожных перевозок дол­жен иметь образование железнодорож­ного вуза, а не финансовой академии; сотрудник по организации автомобиль­ных перевозок обязан быть выпускни­ком автомобильно-дорожного инсти­тута, а не педагогического университета; сотрудник по внешнеэкономической деятельности — с дипломом таможенной академии, а не медицинского колледжа.

Если продолжить тему «образователь­ных» трендов, то можно предположить усиление роли создания корпоратив­ных университетов на предприятиях для непрерывного повышения квалифика­ции сотрудников департаментов логи­стики.

И, наконец, на развитие логистики будет влиять глобальная тенденция соз­дания систем организации и ведения бизнеса, в центре которых клиент, его желания и мечты.

Естественно, в ближайшее время логисты столкнутся и с определенными трудностями. Что касается 2014 года, то основными я назвал бы следующие про­блемы:

1) повышение конкурентоспособно­сти транспортной системы. Не стоит забывать о том, что развитие цивилизо­ванных рыночных отношений на транс­порте тесно связано с развитием гармо­ничного рынка складских операторов;

2) реализация транзитного потенци­ала страны;

3) улучшение инвестиционного кли­мата;

4) развитие сетевой дистрибуции, осо­бенно крупноформатного ритейла;

5) экспансия сетевой розницы в реги­оны;

6) усиление специализации логисти­ческих компаний (оказание «бутико-вого» сервиса).

Необходимо отметить, что украин­ский рынок логистических услуг еще относительно молод, и он активно раз­вивается.

Развитие отечественной логистиче­ской инфраструктуры будет зависееть от множества факторов, важнейшими из которых, на мой взгляд, будут следую­щие:

а) кадровый голод в Украине, так как общий уровень подготовки специ­алистов логистической отрасли падает. Следует учесть, что отечественные вузы дают в большей степени теоретические знания. При этом зачастую инновации Европы и США не замечаются, не уделя­ется должного внимания практике;

б) скупость акционеров, которые не желают оплачивать для логистов курсы повышения квалификации, а тем более MBA, «обрезают» уровень доходов сотрудников отделов логистики, сни­жают бюджеты на развитие современных логистических технологий и внедрение лучших мировых практик на своих пред­приятиях;

в) политическая нестабильность и нео­пределенность в Украине.

 

Дмитрий Манишин,
free-lance logistic, Новосибирск, Россия

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости