Региональный директор ИАТА в России и СНГ Дмитрий Шамраев рассказал Отраслевому порталу «Логистика» о новых инициативах в области технологий и авиационной безопасности логистики и цепочек поставок (ратификация Монреальской конвенции, проект E-Freight, европейская инициатива по безопасности грузовых перевозок, проект Secure Freight, система взаиморасчетов по грузовым перевозкам (CASS), электронная декларация по безопасности грузовых перевозок, партнерские программы, аккредитация агентов по продаже грузовых перевозок в ИАТА).
- Расскажите о деятельности ИАТА в области логистики и цепочек поставок.
- В настоящее время Представительство ИАТА расширяет свои проекты и деятельность в области логистики и грузовых перевозок. Это направление возглавляет Наталья Пироженко, менеджер по программам в области грузовых перевозок. Таким образом, мы инвестируем свои ресурсы в развитие данного направления.
- Какова причина таких организационных и программных изменений?
- Дело в том, что в пассажирском направлении мы работаем в России уже 17 лет, и имеем достаточно глубоко проработанные проекты. Что касается грузовых перевозок, то имеются пробелы, как в России, так и в ИАТА в целом.
Поясните, о чем идет речь?
- В первую очередь, речь идет о Монреальской конвенции 1999 года. Данная конвенция до сих пор не ратифицирована Российской Федерацией. Между прочим, в ней открывается дорога для использования самых передовых методов логистики, в частности, электронного документооборота. То есть, мы до сих пор живем в каменном веке по Варшавской конвенции, которая предполагает наличие бумажных грузовых накладных, грузовых манифестов. Не говоря уже о том, что эта конвенция, помимо всего прочего, существенно работает на права потребителя и увеличивает пределы ответственности перевозчика в случае повреждения багажа, груза и других воздействий на жизнь, здоровье, имущество клиентов воздушного транспорта.
В настоящее время мы тесно работаем с Министерством транспорта РФ по данному вопросу. Проект закона о присоединения России к Монреальской конвенции одобрен Правительством и передан в Государственную Думу. И на осенне-зимней сессии он будет принят.
Это позволит нам достаточно энергично внедрять проект E-Freight - это проект электронного документооборота в грузовых перевозках, который позволит не только упростить обслуживание грузовых перевозок, но, в первую очередь, сократить сроки доставки. Реализация проекта повысит возможность создания стыковок различных видов транспорта (мы говорим об интермодальных перевозках), поскольку наличие электронной основы существенно упростит процесс передачи груза, обмена, взаимного признания перевозочных документов.
Речь идет не только о воздушном транспорте, но и обо всей цепи движения товара «от двери до двери», когда сроки доставки ускоряются за счет быстрого прохождения, валидации, предварительной валидации информации соответствующими органами (таможней и другими контролирующими структурами) прибывающих, экспортных, транзитных грузов – ускорится процесс в целом. Это один из аспектов вопроса.
Второй аспект касается безопасности грузовых перевозок, которая является темой сегодняшнего мероприятия (Дмитрий Шамраев дал интервью 28 августа в рамках ознакомительного семинара ИАТА по программе ЕС-АСС3 «Проблемы логистической безопасности цепей грузовых авиаперевозок», проведенного при поддержке Международного логистического клуба и Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) – примечание Отраслевого портала «Логистика»). То, что сейчас мы обсуждаем новые законодательные инициативы Европейского союза – это вынужденная ситуация. Мы с этим уже столкнулись и пытаемся смягчить ее последствия.
В то же время у ИАТА есть свой большой проект Secure Freight (безопасность грузовых перевозок), направленный на повышение авиационной безопасности, работающей независимо от европейской инициативы. Проект направлен на обеспечение авиационной безопасности на всех этапах логистической цепочки: от грузовладельца до перевозки наземным транспортом в аэропорт, в аэропорте - передача авиакомпании, далее - воздушная перевозка и на этапе по прибытии – наземная доставка получателю.
Российская Федерация поддержала инициативу. В ИАТА имеется официальное письмо Министерства транспорта, в котором говорится о поддержке проекта Secure Freight.
Мы готовы реализовать пилотный проект в России с целью выяснения имеющихся пробелов в законодательстве, практики логистических цепей с тем, чтобы обеспечить оптимальное (а не чрезмерное) соответствие требованиям безопасности. Чрезмерные требования приводят к удлинению сроков, излишнему администрированию, дополнительным издержкам. И в этом смысле проект Secure Freight как часть нашей работы в области логистики является для нас магистральным.
Кроме того, имеется и третий аспект нашей работы.
В настоящее время мы ведем консультации с авиакомпаниями и грузовыми агентами по созданию системы взаиморасчетов по продаже грузовых перевозок - аналогично той, которая уже 8 лет работает в России по пассажирским перевозкам.
В чем суть такой системы взаиморасчетов?
- Сейчас каждый грузовой агент, продавая перевозку той или иной грузовой авиакомпании, вынужден поддерживать достаточно обременительные механизмы администрирования этой продажи, т.е. оформление грузовых накладных, составление отчетов, перевод средств и т.д. с каждой из своих авиакомпаний и кредиторов.
Наша отраслевая система взаиморасчетов по грузовым перевозкам (CASS) позволяет делать эти операции через ИАТА c минимизацией потерь времени и излишних расходов (так, как это сделано по пассажирским перевозкам).
ИАТА в мире обрабатывает порядка 360 млрд. долларов денег авиакомпаний и агентов по продажам пассажирских авиаперевозок только за счет своих технологий и своей репутации.
Такого, к сожалению, в России пока нет. То есть, мы имеем значительный потенциал в приложении своих возможностей и своего передового опыта для того, чтобы Россия действительно начала использовать свое уникальное географическое положение, свою динамику развития рынка, которую не встретишь во многих частях света. Рост объемов авиаперевозок в России, если брать в целом пассажирские и грузовые, составляет 16-18% каждый год, чем не могут похвастаться другие регионы.
Конечно, мы бы хотели сейчас помочь российскому воздушному транспорту, а также всем участникам логистического процесса с тем, чтобы максимально использовать данный потенциал.
Жизнь все время инициирует новые проекты и программы. В частности, сегодня упоминалось инициатива ИАТА по продвижению электронной декларации по безопасности грузовых перевозок. Это целый процесс, который нужно создать. И должен быть провайдер этой технологии. Имеются заинтересованные российские поставщики решений для авиакомпаний, которые позволят избежать ненужных расходов бумаги, потерь времени, и в то же время обеспечат качество обслуживания клиентов и необходимый уровень безопасности и надежности перевозок.
Поэтому мы будем наращивать наши программы, и Наталья Пироженко будет работать совместно с авиакомпаниями, государственными органами, грузоотправителями, экспедиторами и реализовывать общее дело.
Как Вы видите, у нас появился новый партнер - Московская торгово-промышленная палата. Мы рады сотрудничеству с ней и уже обозначили отдельные участки работы, которые дадут максимальный эффект, если будем работать вместе.
- С кем вы еще имеете партнерские программы в области логистики и цепей поставок?
- В области логистики, в первую очередь, традиционно сотрудничаем с авиакомпаниями, являющихся членами ассоциации, такие как S7, Аэрофлот, Волга-Днепр, Трансаэро, ЭйрБриджКарго, Ютэйр (названия приведены в алфавитном порядке – примечание Отраслевого портала «Логистика»). Всего 11 российских авиакомпаний являются членами ИАТА, и все они возят грузы. Мы только начали активно этим заниматься, поскольку выделена штатная единица для ведения этой работы. Но работники авиакомпаний уже довольно давно вовлечены в работу ИАТА в целом, и не только на российском рынке. Например, представители авиакомпании ЭйрБриджКарго являются членами наших глобальных, постоянно действующих комитетов, как Грузовой комитет. В частности, Татьяна Арсланова (ЭйрБриджКарго) представляет в Комитете всю нашу отрасль. И в этом смысле связи у нас с перевозчиками давние.
Не так давно мы начали активную работу с форвардерами (логистическими компаниями – примечание Отраслевого портала «Логистика»). Компании Panalpina, «Шереметьево-Карго», «Аэропорт Москва» проявляют заинтересованность в общем деле, так как в грузовом и логистическом бизнесе понятие цепи поставок (Supply Chain) гораздо сильнее, чем в пассажирском, поскольку все зависят друг от друга. Контейнер, короб, палета сами по себе ниоткуда не двинутся и никуда не придут, если мы все на каждом этапе цепки поставок не приложим усилие и не договоримся о том, как мы это делаем. Т.е. здесь сотрудничество, на мой взгляд, еще более важно и должно быть более тесным. Поэтому мы будем продолжать совместную работу с форвардерами.
Перед нами стоит также задача предложить грузовым агентам и экспедиторам аккредитацию в ИАТА (по пассажирской части эта задача в ассоциации давно уже решена). Имеется примерно 520 агентов по продаже пассажирских перевозок. А вот грузовых агентов очень мало по сравнению с тем, сколько вообще представлено на рынке. И этим вопросом будем заниматься, поскольку это выгодно и экспедиторским фирмам, и авиакомпаниям. Эта инициатива повысит качество обслуживания, уровень культуры работы, использование лучшей передовой практики и международных стандартов, и позволит нам сделать существенный скачок в улучшении качества логистики.
Разумеется, мы работаем и с государственными органами, задействованными в логистике, такие как таможня по проекту E-Freight (электронного документооборота по грузовым перевозкам). Но мы на самом начале пути этого взаимодействия, поскольку ресурсы в ассоциации появились только сейчас.
Я уже отмечал наше партнерство с Московской торгово-промышленной палаты по грузовым перевозкам.
Нами намечена совместная работа и с Комитетом по транспорту Государственной Думы, в частности, по Монреальской конвенции. Надеемся на оперативную ратификацию конвенции, чтобы Россия не отставала от мировых процессов.
Мы начали переговоры с Международным логистическим клубом с точки зрения совместного повышения качества работы логистических компаний.
В целом я очень позитивно воспринимаю наращивание партнерских программ с другими организациями.
Мы не одни. То, чем мы занимаемся, нельзя назвать исключительно только программами ИАТА, - это отраслевое, общее дело, где мы все друг от друга зависимы. И мы готовы сотрудничать с новыми партнерами, кто реально хочет и готов работать в рамках совместных программ.
- Логистические компании, по сути, управляют цепями поставок, в которые авиадоставка входит как часть. Анализ отчетов по исследованию состояния логистического рынка показывает, что, в целом, рост объемов перевозок по всем видам транспорта в 2013 году будет минимальным, в районе 4-6%, а вот по авиа, наоборот, мы видим хороший прогресс (16-18%), как Вы уже отмечали. Причины в уменьшении объемов отправок, а требования по количеству (частоте) отправок и срокам доставки все больше ужесточаются. Значимость авиатранспорта в деле удовлетворения этих новых требований только растет. В какой степени руководство страны и компаний понимают эту тенденцию и готовы совместно работать с ИАТА?
- Три года тому назад в Москве был генеральный директор ИАТА. Он был в одном из круглых столов в рамках Транспортной недели Минтранса с участием Дмитрия Медведева, когда он был еще президентом. Генеральный директор ИАТА обменялся мнениями с Дмитрием Медведевым и некоторыми другими министрами о том, что Россия, не подписав Монреальскую конвенцию, сильно отстает от других стран. Например, сроки доставки авиационных грузов превышают международные стандарты в среднем шесть раз. Дмитрий Медведев очень живо отреагировал на эту информацию, сделав себе пометки. После этой встречи процесс обсуждения ратификации Монреальской конвенции пошел быстрее.
Россия имеет естественный географический потенциал для транзитных грузовых перевозок. Разумеется, структура экспорта в России специфическая – основную статью составляют минеральные ресурсы. Но, тем не менее, Вы правы, жизнь и мир ускоряются, появляются новые вещи, тенденции в бизнесе. Люди заказывают различные товары по Интернету. И этот бизнес будет только расти потому что, как это ни грустно, цены на эти товары, даже с учетом стоимости их доставки в Россию, зачастую оказываются ниже, чем пойти и купить в магазине рядом. Это целый сегмент бизнеса, которого ранее просто не было. Даже с учетом времени на обработку этих грузов, их контроля, таможенного оформления, сроки оказываются короче, и будет востребована доставка самолетом.
Есть целые категории грузов, которые невозможно себе представить, кроме как в виде авиационных грузов. Это вакцины, скоропортящиеся товары. Это оборудование и техника Формулы-1, которые невозможно провезти 18 раз в год, пользуясь другим видом транспорта - просто можно не успеть возить такое количество машин в такие разные точки на земном шаре.
Поэтому у авиационных грузов очень хорошая перспектива. У России прекрасная ситуация и в плане географического положения, и в том, что удалось сохранить грузовой сегмент в виде авиакомпаний Аэрофлот, Волга-Днепр, ЭйрБриджКарго (название компаний приведено по алфавиту - примечание Отраслевого портала «Логистика») и других.
У авиакомпании ЭйрБриджКарго очень хорошие позиции в Европе. И она действительно нацелена на полную логистику «от двери до двери», а не только на авиафрахт.
С учетом всего сказанного, наши ожидания очень позитивные. С Минтрансом у нас одинаковый взгляд на эту тему.
Действительно, я согласен с Вами, необходимо вовлечь более широкий круг заинтересованных участников, таких как Московская торгово-промышленная палата (МТПП), логистические операторы с тем, чтобы вместе развивать общее дело. Россия не должна отставать от других бурно растущих регионов в мире, и мы имеем для этого все необходимые предпосылки.
Ырысбек Ташбаев, директор по развитию, Отраслевой портал «Логистика»
28 августа 2013 года
Перепечатка статьи допускается с обязательной прямой гиперссылкой на главную страницу сайта www.logistics.ru или на страницу размещения статьи. При использовании в печатных изданиях – с указанием "Отраслевой портал "Логистика" и даты публикации.