«С момента вступления в силу продовольственного эмбарго РФ прошло всего полтора месяца, но уже можно подвести первые итоги», – считает руководство ГК «САННА».
Практически во всех регионах отмечается рост стоимости продуктов питания, который возможно остановится к середине 2015 года. В первую очередь, рост в оптовом секторе. Производители замещающих стран, используя дефицит продуктов в РФ, подняли цены, иногда даже выше ЕС. Новые маршруты доставки из более удаленных стран также дают удорожание. Организовать закупки быстро не удается. Процедура получения разрешений на ввоз для новых производителей, даже при всей лояльности «Россельхознадзора», занимает 3-6 месяцев. Кроме этого мощности производств в замещающих странах ограничены и не могут закрыть неожиданно возросший спрос со стороны России. Поэтому в магазинах с сокращением складских запасов у поставщиков, начинает появляться дефицит. Российские производители отреагировали адекватно и начали повышать цены. Учитывая, что в их производстве задействованы импортные ингредиенты, тоже попавшие под запрет ввоза, рост их цен вполне понятен.
Бизнес из-за неожиданных действий правительства замер на некоторое время. Логистические и таможенный компании, обслуживающие продуктовые потоки и считавшие себя защищенными от кризиса, в одночасье потеряли до 30-40%, а некоторые и до 70% заказов, оказались в состоянии шока.
«Овощи и Фрукты - нелегалы»
Однако многолетний опыт в нахождении решений сработал быстро. Уже через 2 недели начали и продолжают активно расти поставки продукции из стран ЕС под прикрытием производителей Белоруссии и Казахстана. Наблюдается рост «серых» и «черных» схем с заменой кодов и стран производителей. Европа с попустительства ЕС и России возобновила свой импорт по новым технологиям, контролировать который таможенникам и фито/ветврачам, если правильно сделаны документы и наклеены бирки, практически невозможно. К тому же поставки между странами внутри Таможенного Союза законодательно освобождаются от всех видов досмотра. Государству пришлось подключить проверяющие инстанции и волонтёрские организации для отслеживания нарушений, но их возможности и малочисленность не позволяет выявить растущий объем ввоза. Мы все прекрасно понимаем, что дефицит продуктов может сказаться на популярности власти еще сильнее, чем рост цен, поэтому она пока больше играет словами в СМИ чем реально принимает меры по контролю и ограничению этого потока. Сельское хозяйство России и перерабатывающий комплекс при всех потугах еще лет 10-15 не сможет перекрыть дефицит потребления.
На территории Европы остались страны, на которые не распространяются санкции. Популярностью стали пользоваться ранее малоизвестные россиянам Фарерские острова. Экспортные показатели этих государств странным образом выросли с момента введения эмбарго и продолжают расти. Некоторые предприниматели открыто заявляют о том, что кроме белорусских схем, существует сразу несколько способов обойти жесткое ограничение, фактически, не совершая ничего противозаконного:
1). Переупаковать товар в странах, не попавших под санкции, одновременно выписав ему новое «гражданство».
2). Использовать «товары прикрытия», иными словами, ввозить запрещенные продукты с территорий запретных государств, под видом разрешенного продовольствия или других кодов ТНВЭД.
Некоторые производители пошли еще дальше. Прямо у себя на производствах упаковывают продукцию в коробки производителей других стран и отправляют через Прибалтику, где традиционно меняют всё, в т.ч. и страну производителя.
Разумеется, ни один из этих способов не является законным и неизбежно вызывает привлечение к ответственности всех участников процесса, что впрочем, не пугает последних. Остается только догадываться о масштабах проблемы, учитывая тот факт, что только за прошлый год, еще до санкций, по данным ФТС, на территорию РФ было нелегально ввезено продовольствия на сумму более $20 млрд. (для сравнения, сумма легального импорта продовольственных товаров составляет $43 млрд., то есть почти 50%).
Неутешительный прогноз или есть способ без рисков
«Весь этот нелегальный процесс «перерождения» товара влечет за собой расходы, удорожающие стоимость продукции и 3-х летние риски постпроверок. Куда проще и выгоднее найти посредников в той же Азии. Клиенты нашей компании уже около 20-ти лет успешно сотрудничают с китайскими поставщиками напрямую. Учитывая дружеские отношения, сложившиеся между государствами РФ и КНР и срочно устанавливаемую дружбу с другими странами, включая Африку – этот вариант окажется единственно верным», – комментирует ситуацию Шкарупа С.П. (генеральный директор логистического оператора ГК «САННА»).
В действительности переклеить огромную партию товара – означает поставить на кон весь бизнес, а проделывать все ту же многоступенчатую задачу с небольшой поставкой – просто бессмысленно и экономически неэффективно. Не смотря на заявления о том, что членство в Таможенном союзе гарантирует отсутствие проверок, регулярные досмотры и пост-досмотры все-таки осуществляются. Так, представители таможенной службы имеют полное право на осуществление постконтроля в течение 3-х лет после ввоза. Цель данного мероприятия – убедиться в справедливости данных, заявленных при ввозе. Получателя-импортера или конечного получателя, как все движение продукции по юрлицам легко контролировать, в т.ч. и через банковские платежи. А проверка начинается и идет без информирования о ней участников рынка. Поэтому появление контрольно-надзорных органов в офисах и на складах всегда неожиданно.
Подводя итоги, стоит отметить, что ситуация, возникшая на продовольственном рынке РФ в августе 2014 года, развивается крайне непредсказуемо. Тем не менее, согласно прогнозу ведущих экспертов, до конца года цена продуктовой корзины может увеличиться на 15-20%, а замена поставщиков реально произойдет только в 2015 году. Развитие ситуации, на данный момент, целиком и полностью зависит от оперативности работы альтернативных поставщиков продовольствия, то есть, Китая, Южной Америки, Африки и Азии.