К такому выводу пришли участники круглого стола «Логистика в Беларуси: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний», организованного Консалтинговой группой «Здесь и Сейчас».
Поводом для дискуссии послужили данные проведенного «Здесь и Сейчас» исследования логистической отрасли. Опрос проводился с 23 июля по 9 августа 2013 года. В нем приняли участие более 100 белорусских компаний, представляющих различные сферы деятельности. Это промышленное производство, розничная и оптовая торговля, общественное питание, реклама, телекоммуникации и IT, предоставление логистических услуг.
В ходе опроса выяснилось, что отдел логистики имеют только 51% компаний. В 43% опрошенных компаний функции логистики берут на себя другие подразделения и только 6% отдают их на аутсорсинг логистическим операторам. Получается, что почти в половине компаний функции логистики «размазаны» по другим подразделениям. «Это немного насторожило, потому что как можно говорить о логистике, если ею занимаются люди, которые далеки от этого», – заметила консультант в области логистики группы Ирина Лысенкова.
Отвечая на вопрос, изменилось ли количество логистического персонала в компании в текущем году, ни один респондент не ответил, что оно уменьшилось. Однако в подавляющем большинстве случаев (84%) численность персонала не изменилась. Так ли это на самом деле? Скорее всего, нет, считает директор «Здесь и Сейчас» Александр Паньков. Дело в том, что у 55% респондентов увеличился товарооборот. И если людей больше не стало – значит, нагрузка на имеющихся сотрудников серьезно выросла. «Можно говорить, что это произошло либо за счет автоматизации, либо за счет роста производительности труда, но это вряд ли, – пояснил Александр Паньков. – Скорее всего, персонал растет, но в других, «закодированных», подразделениях».
Что касается затрат на логистику, эксперты не смогли проследить зависимость между этим показателем и динамикой товарооборота. «Возможно, наши респонденты просто не понимают, во что им обходится логистика. Но мы не задавали вопрос, что они включают в логистические затраты. Думаю, если бы начали копать глубже, картинка изменилась бы», – предположила Ирина Лысенкова. Между тем около трети участников опроса вообще не считают логистические затраты.
Говоря о проблемах, респонденты были единодушны во мнениях. 37% опрошенных указали на дефицит кадров, 31% беспокоит увеличение затрат на доставку товаров клиентам, 29% пожаловались на нестабильность в работе поставщиков. Кстати, последний пункт консультанты относят к корневой проблеме в логистике, поскольку она влечет за собой последовательную цепочку проблем. «Это и большие запасы товаров на складах (если непонятно, как работает поставщик, компания таким образом защищает себя), и увеличение затрат на доставку», – поясняет Ирина Лысенкова.
В условиях, когда многие компании не имеют логистических подразделений, а треть не считает затраты на логистику, несколько неожиданным выглядит желание 36% участников опроса оптимизировать в этом году затраты на логистику. А 29% собираются повышать уровень логистического обслуживания клиентов. В следующем году подобные задачи ставят уже около 60% респондентов. «Это обнадеживающая тенденция, потому что растет понимание, что нужно выстраивать систему логистики, – говорит Ирина Лысенкова. – Это очень важный момент: сегодня логисты могут быть услышаны руководителями».
В исследовании учтен тот факт, что сегодня в Беларуси достаточно активно развиваются логистические операторы. Однако на вопрос о том, планируют ли респонденты пользоваться их услугами, 67% ответили отрицательно. Из тех, кто все-таки обращался к операторам, 10% оказались недовольны качеством предлагаемого сервиса. Среди причин: нестабильность качества оказываемых услуг, неразвитость предложения логистических операторов, отсутствие интереса к работе у сотрудников, использование устаревших методов работы, неудовлетворительные сроки доставки товара, неудобное время работы операторов и дороговизна доставки отдельных небольших заказов.
В целом говорить о качестве логистических услуг в компаниях приходится пока очень осторожно, говорят эксперты. «Во многом это связано как с дефицитом квалифицированных специалистов на белорусском рынке, так и с тем, что у многих руководителей, директоров компаний нет понимания логистики как системы, то есть логистику до сих пор отождествляют только со складом и транспортом», – поясняет Ирина Лысенкова. Иначе говоря, специалисты либо отсутствуют вовсе, либо не имеют необходимых полномочий. Это приводит к тому, что многие компании, пытаясь оптимизировать затраты на отдельных участках (например, только на складе или на транспорте), на выходе получают увеличение затрат. «Чтобы говорить об оптимизации затрат и повышении качества обслуживания клиентов, надо посмотреть, с чем связаны эти проблемы, какой они носят характер: системный, случайный, на уровне отрасли или страны в целом», – сделала заключение консультант.
Во время круглого стола его участники обсудили актуальные вопросы, связанные с выполнением логистических функций в компаниях. «Мы сделали пробное небольшое исследование и продолжим эту практику, – подвел черту под дискуссией Александр Паньков. – Это станет основой для создания на базе нашей компании аналитического центра, который будет совместно с клиентами и партнерами «Здесь и Сейчас» решать злободневные вопросы развития бизнеса».