
2013 год для российского рынка логистики характеризуется повышением качества услуг и высокой ценовой конкуренцией. С одной стороны, 3PL-оператор должен соответствовать ряду строгих международных стандартов, с другой - немаловажным фактором успеха является стоимость услуг.
Региональная экспансия крупнейших производителей и ритейлеров требует от логистических компаний управления растущими товарными потоками. Логистика - это область высоких технологий, и заметной тенденцией рынка в 2013 году стало стремление российских операторов совершенствовать ИТ-инфраструктуру своих компаний. На более развитых западных рынках логистические компании уже стали 4PL-операторами, способными заниматься не только организацией товарных потоков, но и управлением информационными потоками клиента путем интеграции в едином информационном поле компании-производителя с клиентами и поставщиками.
Российский логистический рынок начал испытывать влияние рецессии. Так, в автомобильном секторе падение продаж некоторых моделей машин достигает 30%. Однако снижение спроса на готовую продукцию сопровождается ростом спроса на запчасти: покупая их, потребители пытаются увеличить сроки эксплуатации своих автомобилей. Итог - активная смена статуса груза с «товар на складе» на «товар в пути»: если два года назад прослеживалась тенденция перехода в региональные распределительные центры, то теперь основной акцент делается на проработке схем доставки с использованием нескольких видов транспорта, особое внимание уделяется маршрутизации .
В условиях экономической нестабильности клиенты все чаще передают собственные складские комплексы в управление логистических операторов. Это позволяет существенно сократить затраты. Кроме того, большое количество компаний получает доступ к сервисам, которые раньше были привилегией только крупных корпораций, а также возможность обеспечить гарантированный высокий уровень качества услуги путем подписания соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement). За счет этого достигается снижение времени выхода на рынок, ускорение разработки или производства продукта с использованием дополнительных мощностей и технологических возможностей поставщика, а также обеспечивается круглосуточный сервис.
Развитие интернет-торговли требует от операторов применения новых решений в складской и транспортной логистике. Чтобы услышать от клиента «да», нужно иметь под рукой коммерческое предложение по трем услугам: сборные грузы, кросс-докинг, авиадоставка на территории России. В выигрыше окажутся операторы, которые предложат гибкие, комплексные решения по принципу «от двери до двери» и имеющие наибольшее присутствие в регионах.
В целом перспективы рынка огромные: доля аутсорсинга логистики в России составляет пока только 25 - 30% (на Западе - 50-60%). По нашим прогнозам, органический рост бизнеса иностранных клиентов останется на уровне текущего года и, возможно, даже уменьшится, а издержки на логистику будут сокращаться. Но мы ожидаем увеличения спроса на комплексные услуги со сторон
Галина Гельфанд, директор по стратегическому развитию компании «ЛогЛаб»