В России ID Logistics работает с нулевым запасом свежих продуктов (фрукты, овощи, мясо, молоко, птица, рыба) поставщиков своего клиента - компании АТАК - на складе в Ногинске.
Схема работы с нулевым запасом
Вечером клиент отправляет заказы поставщикам, а также информирует склад компании (День 0). На следующий день (День 1) поставщики привозят товар на склад. С раннего утра склад начинает обрабатывать заказы – запускается комплектация, одновременно заказываются транспортные средства. Уже вечером того же дня все заказы полностью скомплектованы и начинается отгрузка на магазины клиента. Ближайшие магазины получат свои заказы к 22 часам (День 1). К пяти часам утра следующего дня склад готов к приему нового поступления (склад вымыт, все маршруты расставлены).
Большинство компаний на российском рынке с нулевым стоком не работает, предпочитает иметь хотя бы двух-трехдневный запас свежих продуктов. Причина, в том числе, в рисках. Если будет сбой в поставках, то утром следующего дня площади для приема продукции не освободятся, и товар некуда будет принимать. Как следствие, встанет вся розница. Именно поэтому здесь жесткий временной график и высокая цена вопроса. Сотрудники ID Logistics мониторят каждый час, сколько принято, комплектовано и сформировано заказов, анализируют динамику, чтобы четко следовать графику.
KPI
Имеются KPI на вход, подборку, отгрузку и доставку в магазины. Для АТАК компания делает не только складское обслуживание, но и доставку до магазинов. Причем не только из склада в Ногинске, но еще из двух складов FM Logistic. То есть одним складом клиента управляет ID Logistics, а двумя другими складами - FM Logistic. А вот доставку администрирует компания полностью сама со всех складов и до всех магазинов. Для этого компания установила, настроила и использует свою TMS (систему управления транспортировкой).
Дисциплина поставщиков
ID Logistics совместно с АТАК регулирует дисциплину поставщиков. Есть две причины проблемы с дисциплиной: 1) пробки на дорогах и, как следствие, опоздания 2) недисциплинированность поставщиков. Когда работа склада расписана четко во времени и согласована, заказы на складе формируются в режиме реального времени с учетом приоритетов весогабаритных характеристик. Поэтому тема дисциплины поставщиков, чтобы они привозили все вовремя, в нужном количестве и качестве - актуальна. Надо работать совместно. Отдельно - и клиент, и склад - не справятся. Должна быть постоянная совместная работа и обратная связь.
Отчет клиенту по поставщикам
При приемке на складе ведется таблица «Аномалия поставщиков». Там указываются температура в кузове и продукта, стикеровка, расхождение по весу и количеству, другие параметры. Данные при приемке сразу фиксируются и заводятся в систему. Клиент в отчете, отправляемой ему конце дня, видит полную картину по всем поставщикам: какой из поставщиков допускает единичные разовые ошибки или случаи, а какие - систематически допускают ошибку, и принимает меры по воздействию на поставщиков.
В Европе у ID Logistics есть аналогичный проект оптимизации запасов клиента, начиная от поставок сырья на завод, производства готовых товаров, и заканчивая их поступлением на распределительный центр. Компания оценивает потребности в сырье и конечных продуктах. В России такая практика не получила распространения. Это связано со спецификой рынка – не все клиенты готовы отдать функцию управления запасами на внешнее исполнение.
Ырысбек Ташбаев, редактор, Отраслевой портал "Логистика" – Logistics.ru | +7 916 685-1016 | yrysbek.tashbaev@gmail.com