В 2015 году тарифы на автоперевозки в России вырастут на 15-25%

В условиях экономической стагнации клиенты требуют от перевозчиков снижения тарифов или, по крайней мере, минимального их роста. Перевозчики в конкурентной борьбе за клиентов, хотя их объемы перевозок уменьшаются, повышают тарифы как можно меньше, жертвуя частью своей прибыли. Тем не менее, избежать роста стоимости тарифов не удастся и, по оценке экспертов, в текущем году он составит порядка 15-25%.

Компания IKEA уже анонсировала повышение цен на свои товары в России в связи с падением курса рубля, роста цен на сырье и тарифов на транспорт. Несмотря на производство более 60% товаров магазинов IKEA в России, сложившаяся ситуация вынуждает компанию повысить цены. По словам представителя компании: «Значительные изменения валютного курса, рост цен на сырье, а также рост транспортных тарифов оказывают видимое влияние на финансовые результаты компании, в связи с чем мы вынуждены пересмотреть существующие цены». Источник

В наступившем году ожидается существенный рост расходов на транспортировку.  Затраты транспортных компаний складываются из стоимости топлива, затрат на водителей, стоимости ремонта и обслуживания автотранспорта, административных расходов. При этом часть расходов напрямую зависит от курса валют и растет вместе с ними, а другая часть привязана к рублю, но как следствие ожидаемой в этом году инфляции также существенно вырастет. Оценить реальную величину инфляции достаточно сложно, но можно исходить из прогноза 10-20%.

Укрупненная структура расходов для междугородних автоперевозок приведена в таблице: 

Основные статьи расхода

Доля в расходах

Привязка к валюте

Прогноз роста

Топливо

30%

Рубль

Рост в соответствии с ростом стоимости топлива

Ремонт и обслуживание техники (работа)

10%

Рубль

Инфляция

Ремонт и обслуживание техники (детали)

10%

Евро/Доллар

 

Оплата труда водителей

20%

Рубль

Инфляция

Амортизация или лизинг техники

20%

Евро/Доллар

 

Прочее

10%

Рубль

Инфляция

 

Не менее 30% структуры стоимости перевозок составляют факторы, привязанные к валюте, по которой уже сейчас произошел двукратный рост.

Стоит заметить, что хотя амортизация техники фиксируется в рублях, но ее смысл заключается в том, чтобы дать возможность, работая на имеющейся технике, заработать на новую, а вот ее стоимость уже привязана к валюте. Причем это касается как импортируемой техники, так и произведенной в РФ техники иностранных брендов. Для такого производства присуща низкая степень локализации - в основном, используются импортные комплектующие.

Таким образом, совокупность указанных факторов приведет к росту расходов на транспортировку порядка 30%.

 

Мнения экспертов

 

Дмитрий Мальцев, директор по логистике ЗАО «Корадо»:

Ожидаемо. Транспортные компании будут вынуждены поднимать тарифы, чтобы выжить. Даже под угрозой частичной потери клиентов. Себестоимость перевозок будет расти, от этого никуда не денешься. Небольшие компании и так работают на минимуме прибыли. Последствия роста транспортных тарифов для клиентов частично сгладятся за счет роста конечных цен на продукты, и, как следствие, доля транспортных расходов относительно этих цен возрастет незначительно.

Мнение Дмитрия Мальцева подтверждает прогноз компании «М.Видео», по которому цены на электронику и бытовую технику в российских магазинах в начале 2015 года заметно вырастут. Розничные цены, благодаря заранее сделанным ритейлерами запасам, реагируют на снижение курса рубля с лагом в несколько месяцев, однако после начала закупок техники по новому курсу прирост розничных цен в некоторых категориях товаров может достигнуть 20%. По мнению исполнительного вице-президента «Евросети» Виктора Луканина, цены будут расти постепенно и не сразу. Так как у производителей достаточно длинная логистическая цепочка, цены обязательно подтянутся за ростом курса валют, но время реагирования составит от недель до месяцев. Источник

 

Вадим Лукьянов, руководитель департамента автоперевозок ООО «ДСВ Транспорт»:

В таблице топливо в рублях приведено только для внутрироссийских перевозок. В международных автоперевозках, где приходится заправляться за валюту, появляется еще один влияющий фактор. Впрочем, все будет решать спрос и предложение.

 

Тарас Коваль, генеральный директор ООО «Нева-Трейлер»:

Предсказывать развитие ситуации на рынке грузоперевозок в России в целом сложно, потому что переменных значений больше, чем в европейских странах. Основной профит в грузоперевозках по-прежнему лежит в грубых нарушениях водителями режима труда и отдыха (РТО) и превышения допустимых весовых параметров. Ужесточение контроля этих позиций может стать главным фактором, влияющим на ценообразование и построение рынка в целом. Движение в этом направлении со стороны государственных органов есть. Но скорость его и желание осуществить вызывает больше вопросов, чем ответов. 

Спрогнозировать тренд ценообразования в 2015 году - сложная задача.   На этот процесс влияют разнонаправленные факторы. С одной стороны, значительное понижение и резкие колебания курса рубля по отношению к мировым валютам, а также последствия санкций в финансовом секторе, с другой – превышение предложения над спросом на фоне падающего рынка.

Предыдущие 7-8 лет существенное влияние на развитие рынка оказало появление новых крупных автопредприятий и быстрое увеличение парка такими компаниями за счет капитализации через оборотный капитал. Одновременно уменьшился объем рынка, занимаемый мелкими частными перевозчиками.

Основой развития крупных компаний были хорошие условия финансирования с предоставлением производителями техники минимально возможных цен, игра на понижение фрахта и предоставление транспортной услуги с возможностью перезачета НДС для грузовладельца. Маржинальность перевозок собственным транспортом, декларируемая крупными перевозчиками, минимальна, а основная прибыль скрывается в разнице между бухгалтерской остаточной стоимостью и рыночной ценой транспорта на вторичном рынке. Отработавший лизинг транспорт продавался мелким предприятиям по ценам ниже аналогов «без пробега по РФ».  Но, начиная со второй половины 2013 года, рынок вторичной продажи существенно замедлил развитие.

Аналогичные схемы успешно применялись в ведущих европейских странах до 2008-2009 гг. В результате мирового кризиса конца двухтысячных годов разорились многие финансовые институты. Эффективность работы крупных автопредприятий всегда была под вопросом. Кризисная ситуация подтвердила фактически пирамидальное построение бизнеса и слабоконтролируемый учет эксплуатационных расходов, который фактически компенсировался приобретением транспорта в максимально дешевой комплектации. Вначале 2010-х годов ситуация в Европе начала меняться. Крупные европейские экспедиции, имеющие свой транспорт, стали уменьшать парки в 3-4 раза, переключив основное внимание на складскую логистику и доставку грузов по месту. Такое развитие событий возможно предположить и в России.

В связи со сложностями в финансировании ситуация изменится. Учитывая политические тренды, сложно представить «слабое звено» в виде банков и лизинговых компаний. Возможно знаковым моментом изменения ситуации на рынке может стать банкротство одной-двух страховых компаний из ведущего пула, активно работающих по страхованию транспорта и грузов.

Вероятность удорожания перевозок в коридоре 15-25% при примерном сохранении цен на топливо оцениваю, как высокую.

В России существует большой ресурс в оптимизации затрат на перевозку за счет временных издержек при погрузочно-разгрузочных операциях и уменьшения эксплуатационных затрат за счет: специализации подвижного состава в основном направлении и универсализации в «обратном», улучшения профессиональных навыков водительского состава и контроля за расходами.

Кризис поможет найти новые эффективные решения совместно грузовладельцами, перевозчиками и производителями техники.

 

Сергей Шкарупа, генеральный директор Группы компаний САННА:

Вырастут все затраты, за исключением зарплаты. Вот ее никто повышать не будет. А ставки будет определять рынок, а не расходы перевозчиков. Тем не менее, к концу года они вырастут на 7-10%, максимум на 15%. Но цены пойдут верх только тогда, когда стабилизируется спрос и предложение. Значит, часть перевозчиков уйдет сама, а часть - из-за падения спроса.

 

Виктор Ерукаев, генеральный директор ООО «РИ Лог»:

В 2015 году тарифы на автоперевозки неминуемо вырастут. Но основой этого роста будут «похороны» схемы оптимизации НДС. Новое администрирование этого налога приведет к тому, что его реально нужно будет платить. До этого года большинство малых и средних автоперевозчиков работали на ЕНВД или на упрощенке, но продавали свои услуги с НДС через «однодневки». Или покупатели их услуг ставили между собой и «упрощенцами» «технические компании» и рисовали себе НДС для возмещения. После первого квартала 2015 года эта схема рухнет и перевозчикам придется честно показывать свои ставки без НДС. Да и у тех перевозчиков, которые работали с НДС, также исчезнет возможность «оптимизации» этого налога. Сейчас только 40-60% затрат автоперевозчиков генерируют НДС для возмещения, а по отчетам показывается не менее 90%. Такая ситуация добавит к средним тарифам не менее 10%.

Касательно процентовки по видам затрат, то соотношение изменилось еще в 2014 году. Сейчас затраты на топливо составляют не 30%, а все 40% от себестоимости перевозки. Для типового тентованного автопоезда, приобретенного в первом полугодии 2014 года, и интенсивно используемого на плече Москва-Владивосток-Москва, состав затрат будет следующим:

фото 

 

Ырысбек Ташбаев, редактор | Отраслевой портал "Логистика" – Logistics.ru | +7 916 685-1016 | yrysbek.tashbaev@gmail.com 

 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 

 

Новости