Когда разговор идет о немецком экспорте в направлении стран СНГ, подразумеваются четыре основные страны – Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Именно эти страны являются получателями основных объемов немецких грузов (из них Россия – самый большой импортер).
Рынок автомобильных грузоперевозок из Германии в Россию, Украину, Беларусь, Казахстан в 2014 году показывал значительную отрицательную динамику: - 17% в период 11 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в физическом выражении сокращение составило 758 тыс. т. (Здесь и далее – по данным Eurostat, обработка данных Департамента маркетинга ГК TELS.)
Сокращение экспорта произошло в первую очередь за счет снижения поставок продукции машиностроения, различного рода оборудования, продуктов промышленного производства и химической промышленности. Основная причина – снижение потребительского спроса на данную продукцию в силу мировых кризисных тенденций.
В некоторой степени на снижение экспорта в Россию повлияли взаимные санкции, которыми обменялись ЕС и РФ в 2014 году. Значительная отрицательная динамика экспорта в Украину (-22%) обусловлена дополнительными негативными факторами – стремительной девальвацией курса национальной валюты и значительным сокращением объемов производства на фоне внутренней политической нестабильности.
Динамика экспортных автомобильных грузоперевозок из Германии в Россию, Украину, Беларусь, Казахстан
PARTNER
11 мес 2013, тонн
11 мес 2014, тонн
Динамика
Изменения, тонн
RUSSIAN FEDERATION (RUSSIA)
3 088 075
2 601 925
-16%
-486 150
UKRAINE
857 063
664 461
-22%
-192 602
BELARUS (BELORUSSIA)
346 673
281 529
-19%
-65 144
KAZAKHSTAN
127 523
113 422
-11%
-14 101
Всего
4 419 334
3 661 337
-17%
-757 997
По укрупненной номенклатуре Евростата, 70-80% всех грузов, экспортируемых в рассматриваемые страны, составляют товары из группы «MACHINERY, TRANSPORT EQUIPMENT, MANUFACTURED ARTICLES AND MISCELLANEOUS ARTICLES» и «CHEMICALS». По итогам 11 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сокращение экспорта произошло практически по всем этим группам товаров и странам, за исключением экспорта химии в Республику Беларусь – здесь динамика составила +6% (в физическом выражении прирост составил 6 тыс. т).
Также, на фоне общей динамики падения рынка грузоперевозок, в 2014 году выделяется рост экспортных автомобильных перевозок из Германии в Российскую Федерацию строительных материалов: за 11 месяцев 2014 года прирост этих видов грузов составил 13% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (+10 тыс. т).
Однако, как можно увидеть из приведенной статистики, прирост по этим двум позициям (химии в Беларусь и строительных материалов в Россию) является очень небольшим на фоне общих объемов автомобильных грузоперевозок из Германии. И уже совсем символическим (+382 т) выглядит прирост экспорта из Германии в Казахстан «FOODSTUFFS AND ANIMAL FODDER» (хотя динамика роста этой товарной группы на данном направлении составила 5%).
Прогноз развития рынка автомобильных грузоперевозок из Германии в страны СНГ в 2015 году не является оптимистичным. В России прогнозируется достаточно значительное падение ВВП и, как следствие, сокращение производственного и потребительского импорта. Отмена взаимных санкций между ЕС и РФ может несколько оживить экспорт в Россию оборудования и запчастей, поскольку на текущий момент поставки некоторых видов этих грузов часто затруднены из-за возможного их использования в военных целях. Отмена Россией продовольственного эмбарго также может повысить автомобильные грузоперевозки из Германии 2-3 процентных пункта.
Источник: Компания TELS