Практически с момента образования в СССР и БССР Общества содействия авиации и химической промышленности (сокращенно Осоавиахим – предшественник современного ДОСААФ) одной из целей этой организации было патриотическое воспитание граждан.
Для эффективного проведения такой ответственной работы в годы необычайного военно-патриотического подъема энтузиасты оборонного общества придумывали самые разные формы. Вот тогда и было решено запустить «в тираж» агитационные и патриотические автомобильные пробеги, приуроченные к каким-либо акциям или в ознаменование значимых памятных дат. И они настолько прижились и стали популярными, что затем организовывались не только на республиканском уровне, но и на региональном.
Старая формула патриотизма по-новому
В первые годы постсоветского периода некоторым уже казалось, что те старые добрые формы патриотической работы ушли в небытие. Однако руководство возрожденного ДОСААФ Республики Беларусь решило возобновить не только региональные и республиканские, но и организовать международные автопробеги. Причем, все они были посвящены сохранению памяти о подвиге наших солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны, моральной поддержке ветеранов и патриотическому воспитанию молодежи. Причем, на эти цели оборонное общество ни у кого денег никогда не просило и все автопробеги ранее проводило, и проводит поныне сугубо за счет собственных средств. За последние несколько лет были проведены международные автопробеги, посвященные 70-летию Сталинградской битвы, 100-летию со дня рождения легендарного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина (в свое время возглавлявшего Центральный комитет ДОСААФ СССР), 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и другим, связанным со Второй мировой войной датам. Причем, в этих автопробегах неизменно участвовали экипажи оборонных обществ трех братских славянских государств – России, Беларуси, Украины и маршруты пробегов пролегали по территориям этих стран. Досаафовцы посещали места захоронений советских воинов и отдавали им дань памяти, встречались с ветеранами войны и Вооруженных Сил, участниками локальных конфликтов, представителями патриотических общественных организаций, общались с местными жителями и везде встречали теплый радушный прием. К сожалению, в прошлом и нынешнем годах оборонное общество наших южных соседей не смогло принять участие в международных автопробегах.
Низкий поклон на Поклонной горе
С 18 апреля по 2 мая 2015 г. ДОСААФ России и Беларуси при участии РОО «Дух Эльбы» провели международный патриотический автопробег «Дорогами славы» по территории сразу четырех, в том числе и европейских, государств. Он был посвящен 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и встрече на Эльбе войск союзников стран-участниц антигитлеровской коалиции. В составе колонны находилось 25 автомобилей из двух братских стран. Общая протяженность маршрута автопробега составила более 3800 километров. Впервые за многие годы проведения аналогичных международных акций оборонными обществами наших славянских стран автопробег прошел по территории не только Российской Федерации, Республики Беларусь, но также Республики Польша и Федеративной Республики Германия. Досаафовцы проследовали по маршруту «Москва–Минск–Брест–Варшава–Вроцлав–Болеславец–Торгау» и обратно, с финишем в российской столице. В разных городах по ходу автопробега к автоколонне примыкали автомобили и мотоциклы региональных отделений ДОСААФ России, областных оргструктур ДОСААФ Беларуси и других патриотических организаций. Наряду с экипажами досаафовцев в состав постоянной колонны также вошли экипажи наших восточных соседей – общественной организации ветеранов «Боевое братство», спортивного клуба «JeepFest» (который является первичной организацией ДОСААФ России), международного «Hummer клуба» и общественной организации «Защитники неба Отечества». Современные и раритетные автомобили побывали в месте встречи союзнических войск на Эльбе. Машины времен Второй мировой войны преодолели почти 4 тысячи километров от Москвы до Торгау. Только в этот раз, в отличие от победного 1945 года, через Россию, Беларусь и Польшу по «Дороге славы» их везли в Германию на специальном лафете. В Торгау автомобили проехали по улицам города. Фотографии героев знаменитого «Бессмертного полка» участникам автопробега передавали в различных городах по всему пути следования. Автопробег стартовал на Поклонной горе в российской столице от стен Центрального музея Великой Отечественной войны. Гостями церемонии стали представители Администрации Президента, правительства, Минобороны, МИД, депутаты Государственной Думы Российской Федерации и члены Совета Федерации, видные военачальники, ветераны Великой Отечественной войны, военные атташе иностранных государств и многие другие. В числе главных действующих лиц на этом мероприятии были председатель ДОСААФ России генерал-полковник запаса Александр Колмаков и председатель Центрального совета ДОСААФ Республики Беларусь генерал-майор запаса Иван Дырман. На митинге выступили государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота, глава ДОСААФ Беларуси Иван Дырман, директор фонда «Защитники неба Отечества» Владимир Преображенский, заместитель председателя отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества священник Роман Багдасаров и другие. В рамках автопробега «Дорогами славы» и Международного общественного проекта Союза матерей России «Связь поколений» во время митинга состоялась торжественная церемония зажжения «Огня памяти». В ней приняли участие дети из кадетских и военно-патриотических общественных объединений Москвы и Московской области. Лампадки с пламенем, зажженным от Вечного огня на Поклонной горе, россияне привезли с собой в Торгау, и затем он вернулся в Москву в преддверии празднования 70-летия Великой Победы.
Источник: TIR journal (TransInfoRoad) — информационно-аналитический PDF-журнал, освещающий ключевые события транспортно-логистической сферы.
Продолжение статьи читайте в майском номере журнала TIR, стр. 2