По оценке M.A.Research, в структуре грузов, перевозимых автомобильным транспортом всех отраслей экономики (в тоннах), доминируют навалочные грузы – 75% в 2016 г.
Подавляющая часть навалочных грузов (прежде всего строительных материалов, продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства) перевозится собственным транспортом предприятий всех отраслей экономики, при этом доля коммерческих перевозок не превышает 5%.
На долю продовольственных товаров приходится 8% объема перевозок, на лесоматериалы и товары народного потребления – по 3%. Перевозки негабаритных грузов, к которым относятся различные виды комплектного оборудования (т.н. проектные грузы), а также строительная техника, механизмы подъема и перемещения, автопогрузчики, составляют порядка 4%.
Структура автомобильных перевозок в РФ по виду грузов (объем перевозок в тоннах), 2016 г., %
Примечание: перевозки автомобильным транспортом всех отраслей экономики
Источник: Минтранс РФ, данные компаний, оценка M.A.Research
По оценке M.A.Research, учитывающей данные компаний, в структуре стоимостного объема рынка коммерческих автомобильных перевозок преобладает сегмент FTL (full truck loaded) – 73% в 2016 г. Доля сборных грузов LTL (less than full truck loaded) составила 20%. На негабаритные (проектные) и опасные грузы приходилось 5% и 2% соответственно.
Структура российского рынка автомобильных грузоперевозок по типу грузов (стоимостной объем), 2016 г., %
Примечание: коммерческий автомобильный транспорт
Источник: Минтранс РФ, данные компаний, оценка M.A.Research
Наиболее высокие темпы роста в последние годы демонстрирует сегмент перевозок сборных грузов. Среди основных факторов роста спроса на перевозки LTL можно выделить следующие:
- физическое уменьшение заказа при одной поставке
- возможность снижения издержек в цепи поставок за счет консолидации грузов разных отравителей (что особенно актуально при высокой сезонности поставок)
- территориальная экспансия торговых сетей
- развитие интернет-торговли.
Объем сегмента LTL в России оценивается участниками рынка в диапазоне от 100 млрд до 130 млрд руб. По оценке M.A.Research, в 2016 г. он превысил 135 млрд руб., продемонстрировав темпы роста, почти втрое превышающие динамику рынка автомобильных перевозок. В 2017 г. опережающий рост продолжился, что приведет к увеличению доли перевозок грузов LTL по итогам года до 20,7%.
По оценке M.A.Research, к 2020 г. доля сегмента сборных грузоперевозок может достигнуть 24,6%, превысив 227 млрд руб. При этом будут происходить существенные изменения в структуре предложения с усилением позиций транспортных компаний, специализирующихся в данной области.
Статья подготовлена по результатам ежегодного исследования M.A.Research «Рынок логистического аутсорсинга в 2016-2017 и прогноз до 2020 года».