На рынке автомобильных грузоперевозок работают различные типы компаний – от глобальных транспортно-логистических холдингов до локальных автотранспортных предприятий. Среди крупных и средних операторов преобладают транспортно-экспедиторские компании, доля игроков с иностранной собственностью достигает в этой группе 10%. Число «чистых» перевозчиков или экспедиторов незначительно, как правило, участники рынка совмещают в своей деятельности обе эти функции.
Уровень аутсорсинга услуг автоперевозок невысок: до 70% грузоперевозок и свыше 47% грузооборота по народному хозяйству выполняется автомобилями предприятий различных ведомств и компаний для собственных нужд. Затраты на грузоперевозки собственными АТС сопоставимы с объемом рынка коммерческих перевозок.
В коммерческом сегменте растет доля дочерних транспортных компаний, созданных в результате консолидации транспортных активов производственных компаний или торговых сетей. Поскольку данные компании зарегистрированы в качестве организаций, основным видом деятельности которых являются грузоперевозки («деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками»), их показатели (объем перевозок, грузооборот, выручка и др.) автоматически включаются Росстатом в отчетность по сегменту коммерческих перевозок. При этом размер выручки ТОП-3 «зависимых» перевозчиков, обслуживающих преимущественно материнскую компанию, превышает суммарный оборот ТОП-5 автомобильных перевозчиков, работающих на свободном рынке.
По оценке M.A.Research, в 2016 г. совокупная рублевая выручка ТОП-13 автомобильных перевозчиков, работающих на свободном рынке, увеличилась на 17,6%, что втрое выше показателя роста рынка автомобильных перевозок в целом.
Динамика выручки крупнейших автомобильных грузоперевозчиков, работающих на свободном рынке, в России, 2012-2016 гг., млрд руб. и %
Примечание: выручка от продажи услуг автомобильных грузоперевозок (без экспресс-перевозки) компаний, представивших сопоставимые данные по выручке за 5 лет (ТОП-13 без Итеко и ЛидерТранс).
Источник: данные компаний, СПАРК, M.A.Research
В 2014-2016 гг. существенно ускорился процесс консолидации рынка, усилились позиций крупнейших игроков: доля ТОП-15 автоперевозчиков в стоимостном объеме рынка автоперевозок возросла с менее 11% до 13,2%.
В 2016 г. высокие темпы роста демонстрировали компании, предоставляющие услуги перевозок сборных грузов. Так, «Деловые Линии» и «ПЭК» увеличили выручку в пределах 24-26%, «ЖелДорЭкспедиция» – на 12,8%. Доля трех крупнейших игроков в сегменте коммерческих автоперевозок LTL достигла 35,6%.
Статья подготовлена по результатам ежегодного исследования M.A.Research «Рынок логистического аутсорсинга в 2016-2017 и прогноз до 2020 года».