В 2013 году рынку лизинга удалось избежать серьезного падения, в основном благодаря сильному росту авиасегмента (+69%), говорится в обзоре рынка лизинга по итогам 2013 года «Держась за воздух», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Однако в этом году, по оценкам аналитиков, авиализинг в лучшем случае покажет слабое сокращение. Осложнить ситуацию на рынке может ожидаемое снижение платежеспособности клиентов и рост стоимости фондирования, что заставит часть компаний покинуть рынок.
Согласно исследованию, объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений (-1,5%, в 2012 году +1,5%). Сумма новых лизинговых сделок второй год существенно не меняется: в 2013 году она составила 1 300 млрд руб. (1 320 млрд руб. годом ранее).
В 2013 году сокращение сегмента-лидера – ж/д техники – продолжилось и составило, по оценкам «Эксперт РА», 17,6% относительно 2012 года. От сильного падения рынок лизинга спас рекордный за последние 7 лет объем авиасделок. Основными факторами, способствовавшими столь мощному росту авиализинга (+69%), по мнению аналитиков агентства, стали стимулирующие государственные программы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием. Высокие темпы прироста объема новых сделок в 2013 году также продемонстрировал сегмент автотранспорта : в легковом – 13,5%, в грузовом – 33%.
Главными вызовами для рынка в 2014 году станут рост проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности на рынке лизинга на 01.01.14 составил около 3,5-4% в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам – около 1-1,5%. Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряженной ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний. Сочетание этих факторов, отмечают эксперты, может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса либо продажи активов конкурентам.
«Наиболее вероятной точкой роста рынка лизинга является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2012 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет)», - комментирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.
По прогнозу «Эксперт РА», при реализации пессимистичного (базового) сценария ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста. Сокращение продолжится на рынке ж/д техники (до -14%), а авиализинг после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (до -30%). Динамика автосегмента будет в значительной мере обусловлена колебаниями курса рубля и объема грузоперевозок. Оптимистичный же прогноз базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более 10%), сохранении позиций ж/д и небольшом снижении объема строительной техники (-11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае сильного роста автолизинга (+10-12%) сумма новых сделок в 2014 году будет на уровне прошлого года.
Created with Highcharts 3.0.4млрд руб.В 2013 году объем нового бизнеса практически не изменилсяпрочие сегментысудастроительная и дорожно-строительная техникаавиатехникагрузовые автолегковые автож/д техника200920102011201220132014(прогноз)пессим.2014(прогноз)оптим.02004006008001,0001,2001,4002012грузовые авто: 147.576 млрд руб.Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК
Топ-10 лизинговых компаний за 2013 год по объему нового бизнеса
Место по новому бизнесу
Компания
Рейтинг кредитоспособности "Эксперт РА"*
Объем нового бизнеса в 2013г., млн. руб
в том числе оперативный лизинг /аренда, млн.руб.
01.01.2014
01.01.2013
1
1
"ВЭБ-лизинг"
207 296,0
н.д.
2
3
"СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК)
A++
124 289,9
24 628,4
3
4
"ТрансФин-М"
A+ (II)
123 787,0
37 686,7
4
2
ВТБ Лизинг
112 805,3
н.д.
5
5
Газпромбанк Лизинг (ГК)
A+ (I)
62 588,1
2 528,6
6
7
Europlan
60 947,2
н.д.
7
6
"Государственная транспортная лизинговая компания"
59 220,5
16 700,6
8
8
"Газтехлизинг"
42 195,3
915,6
9
13
Балтийский лизинг (ГК)
28 627,5
-
10
9
Альфа-Лизинг (ГК)
27 974,6
31,0
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК