В 2014 году общий грузооборот между Германией и Россией на 4 видах транспорта (море, авиа, авто, ж/д) вырос на 2,1% по сравнению с 2013 годом и достиг 31 572 тыс. тонн.
При этом импорт из Германии сократился на 12,9% (до 4284 тыс. т), экспорт увеличился на 4,9% (до 27 288 тыс. т).
ЭКСПОРТ (в Германию)
Экспортные грузоперевозки в Германию выросли на всех видах транспорта за исключением авиа. Наибольшая динамика роста (+47,1%) отмечается на железнодорожном транспорте, однако в физическом выражении наибольший прирост грузоперевозок – на морском транспорте.
2013
2014
Изменение,%
Изменения, т
Море
24727587
25743700
4,11
1016113
Ж/д
290456
427186
47,07
136730
Авто
982315
1114158
13,42
131843
Авиа
3203
3003
-6,24
-200
ВСЕГО
26003561
27288047
4,94
1284486
На морском транспорте в направлении импорта в Германию основные объемы занимают грузы топливно-энергетической отрасли (нефтепродукты, твердое минеральное топливо). Также заметные объемы перевозок приходятся на сырье для химической промышленности и металлопродукцию. В 2014 году здесь более всего выросли перевозки дистилятного топлива (+2044 тыс. т), угля (+1300 тыс. т), химического сырья, произведенного из угля и газа (+1134 тыс. т), бензина (+464 тыс. т), азотных удобрений (+102 тыс. т). Сократились перевозки сырой нефти (-4112 тыс. т), фосфатных удобрений (-98 тыс. т), природных минералов (-63 тыс. т).
На автомобильном транспорте основные объемы грузов из России в Германию составляет химия, сельскохозяйственная продукция (включая древесину), металлопродукция. В 2014 году на автотранспорте увеличились перевозки угля (+64,9 тыс. т), стального проката (+26,9 тыс. т), аллюминия и его сплавов (+24,4 тыс. т), обработанных дерева и пробки (+18,1 тыс. т), древесного топлива и отходов (+16,5 тыс. т), основных химических элементов (+15,9 тыс. т). Сократились перевозки необработанной пластмассы (-19,5 тыс. т), топлива, сжиженного газа, смазочных материалов (-8,7 тыс. т), листовой стали (-8,5 тыс. т), цветных металлов (-5,2 тыс. т).
На железнодорожном транспорте более половины объемов грузов из России в Германию составляют удобрения. Также заметные объемы составляет химическое сырье, нефтепродукты и металлопродукция. В 2014 году увеличились перевозки ж/д-транспортом химического сырья, произведенного из угля и газа (+35,9 тыс. т), фосфатных удобрений (+35,1 тыс. т) отходов пищевой промышленности, в основном, жмыха после извлечения масел (+29,8 тыс. т), мазута (+22,5 тыс. т), чугуна (+21,5 тыс. т), сжиженного газа (+6,8 тыс. т). Снизились перевозки азотных удобрений (-25,3 тыс. т), холоднокатаной стали (-6,1 тыс. т), цветных металлов (-5,6 тыс. т), бензина, (-5,3 тыс. т).
ИМПОРТ (из Германии)
Импортные перевозки из Германии в Россию сократились на всех видах транспорта. В физическом выражении наибольшее сокращение грузоперевозок отмечается на автомобильном транспорте (-525,5 тыс. т).
2013
2014
Изменение,%
Изменения, т
Море
1367565
1307131
-4,42
-60434
Ж/д
257485
212796
-17,36
-44689
Авто
3277205
2751718
-16,03
-525487
Авиа
14202
12392
-12,74
-1810
ВСЕГО
4916457
4284037
-12,86
-632420
Германия традиционно является поставщиком в Россию продукции автомобильной промышленности, производственного оборудования и промышленных товаров, а также продукции химической промышленности. По этим товарным группам и произошло сокращение немецкого импорта в Россию, что связано с рядом причин: мировыми кризисными тенденциями; кризисом российской экономики, усугубившимся на фоне негативных политических (Украина) и экономических (падение цен на нефть) событий; ограничениями Евросоюза на поставку оборудования и технологий в Россию.
В результате политического противостояния Евросоюза и Российской Федерации по причине событий на Украине, была существенно отдалена перспектива создания мощнейшего в Европе экономического союза России и Германии: Россия потеряла свободный доступ к немецким технологиям и капиталам, Германия теряет перспективный российский рынок с дешевыми энергоресурсами.
Департамент маркетинга ГК TELS