Институт проблем естественных монополий подвел итоги анкетирования, организованного совместно с издательским домом «Гудок» на 2-й ежегодной международной научно-практической конференции «Российский рынок нерудных строительных материалов».
Анкетирование прошло 2 марта 2017 года среди участников заседания круглого стола, посвященного теме «Перевозки нерудных строительных материалов: совершенствование рыночных связей в цепочке поставщик-заказчик». Перед исследованием стояла задача классифицировать аудиторию и выявить потребности и предпочтения в отношении различных видов транспорта.
В работе круглого стола приняли участие представители ОАО «РЖД», логистических компаний и операторы подвижного состава, члены экспертного сообщества, а также производители нерудных строительных материалов. Последние оказались в большинстве - порядка 60% от общего числа участников. В ходе анализа анкет было выявлено, что в основном респонденты предпочитают один вид транспорта (порядка 37%), два и три вида транспорта востребованы у 35% и 28% опрошенных соответственно.
Производителями нерудных строительных материалов перевозки обычно осуществляются на 500-1999 км (железнодорожный и внутренний водный транспорт), а автомобильным транспортом осваиваются дальности до 499 км. Логистические компании и операторы, в основном, осуществляют перевозку железнодорожным и водным транспортом на расстояния до 499 км, а автотранспортом - на расстояния от 100 до 499 км.
Главным приоритетом при выборе транспорта для перевозки всеми респондентами была отмечена возможность осуществления вывоза грузовой базы в полном объеме.
К преимуществам железнодорожного и водного транспорта была отнесена возможность осуществлять перевозку больших партий, а главным преимуществом автотранспорта отмечена возможность осуществлять перевозку «от двери до двери».
Основным недостатком железнодорожного и автомобильного транспорта, по мнению производителей, стала высокая стоимость перевозки, а для водного транспорта - сложное оформление заявки/поиск транспортного средства. По мнению представителей логистических компаний и операторов подвижного состава главным недостатком железнодорожного транспорта является низкая транспортная доступность, а у автомобильного и водного транспорта - высокая стоимость перевозки и отсутствие возможности перевозки от "двери до двери" соответственно.
В ходе анкетирования грузоотправители предложили главной мерой по повышению конкурентоспособности железнодорожного, автомобильного и водного транспорта использование гибкого ценообразования. В то время как представители логистических компаний и операторов подвижного состава посчитали, что в случае с автотранспортом необходимо предоставлять возможность отслеживания груза в пути следования, а на водном транспорте необходимо упрощать процедуру оформления документов на перевозку грузов.