Ситуация на рынке логистики непростая, от всех игроков бизнеса ждут максимального снижения издержек. Причины кроются в низком покупательском спросе и сильной ценовой конкуренции на рынке товаров народного потребления. Однако «средние» ставки транспортных компаний продолжают расти. И тому есть несколько объяснений.
На формирования тарифа перевозчиков влияет несколько факторов: изменения курса рубля, усиление налогового контроля за транспортным бизнесом, за режимом труда и отдыха водителей (тахографы), изменения в системе «Платон». Затраты, связанные с «Платоном», в общей структуре расходов перевозчика составляют примерно 5%. Любое повышение ставок за проезд большегрузного транспорта, конечно, увеличивают нагрузку на компании. В итоге, это ведет к росту цен на товары.
Тем не менее, некоторые перевозчики уходят от оплаты «Платона». И вопрос о контроле за сбором средств в системе весьма актуален. Чтобы его решить необходимо планомерно выводить в «белую» зону «серый» сегмент транспортного бизнеса. Например, наладить комплексный контроль за деятельностью перевозчиков - сравнивать фактический объем бизнеса транспортных компаний с объемом оплаты в системе «Платон», с закупками топлива, запчастей и зарплатой водителей, при этом, учитывая географию их работы. Нужно жестко контролировать наличие и постоянную работоспособность транспондеров, оборудовать ими каждое ТС. Нужен порядок в регистрации транспортных средств: они должны быть обязательно привязаны к какому-то юридическому лицу. Также ужесточить контроль за ликвидацией, слиянием, поглощением, "бросанием" юридических лиц на рынке перевозок. Думаю, что решить проблему полноценного эффективного контроля сможет только введение лицензирования транспортной и экспедиторской деятельности.
Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic.