По мнению ИПЕМ, текущая макроэкономическая ситуация и положение дел на рынке железнодорожных грузовых перевозок являются наиболее благоприятными для формирования долгосрочных четких «правил игры».
Для этого крайне важными являются обеспечение конструктивного диалога между всеми участниками рынка и выработка единой позиции, направленной, в первую очередь, на сохранение стабильной работы железнодорожного транспорта.
На 20-й международной конференции «ТрансРоссия» заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов выступил с докладом «Тенденции развития железнодорожного рынка».
Докладчик отразил основные тренды на рынке железнодорожных перевозок за последние 10 лет. В частности, Александр Поликарпов отметил рост доли экспортных перевозок, опережающий рост грузооборота по отношению к погрузке, а также привел статистику по ряду массовых железнодорожных грузов – углю и черным металлам.
Эксперт ИПЕМ отметил, что, несмотря на снижение мировых цен на уголь, в 2014 году объем экспортных железнодорожных перевозок угля сохранился на высоком уровне, в том числе благодаря «положительным» курсовым разницам второй половины года. Согласно тенденциям начала 2015 года высоковероятно снижение экспортных объемов перевозок угля в первой половине текущего года. Так, за январь-февраль 2015 года падение объемов экспортных перевозок угля составил 3,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, но всего объем перевозок угля вырос на 1,9% за счет перевозок внутри страны. В то же время текущие тренды на рынке черных металлов показывают сохранение и рост перевозок: так в январе-феврале 2015 года на экспорт перевезено 5,7 млн т (рост 3,6% к аналогичному периоду прошлого года), а всего черных металлов перевезено 13,6 млн т (рост 3,8%).
Далее Александр Поликарпов указал, что несоответствие темпов роста парка вагонов и грузооборота, наблюдаемое в последние годы, свидетельствует о снижении интенсивности «полезной» работы грузовых вагонов. При этом профицит парка сегодня отмечается всеми участниками рынка грузовых перевозок, в том числе и самими операторами грузовых вагонов.
Однако, по оценкам ИПЕМ, в кризисных условиях конкуренция на рынке вагонов не растет, а снижается: об этом свидетельствуют расчеты ИПЕМ, сделанные в 2012 и 2014 согласно методике ФАС России (см. презентацию, слайд 13). Также в отрасли наблюдается тенденция к созданию единых вертикально-интегрированных холдингов, включающих следующие виды деятельности: производство грузовой базы, оперирование грузовыми вагонами, портовую деятельность и, в ряде случаев, собственные вагоностроительные мощности. При этом все участники рынка – грузовладельцы, операторы, вагоностроители ‒ стремятся к достижению только своих целей. «Без учета общего состояния железнодорожной отрасли такие разнонаправленные действия в результате приводят к общему негативному эффекту», - резюмировал Александр Поликарпов.
Эксперт отметил, что в условиях кризиса ради сохранения стабильной работы железнодорожного транспорта крайне необходимо наладить стабильный конструктивный диалог между всеми участниками рынка, а также определить целевое долгосрочное состояние рынка. При этом, по мнению Александра Поликарпова, настоящее время является наиболее благоприятным для определения четких «правил игры» на рынке железнодорожных перевозок, в частности:
- Отработка недавно принятой системы «платной парковки» грузовых вагонов;
- Введение ценового коридора на ставки по предоставлению вагонов (это, с одной стороны, позволит обезопасить грузовладельцев от высоких ставок в период дефицита вагонов, а с другой ‒ обезопасит операторов в период профицита парка вагонов);
- Принятие единой методики определения потребного парка грузовых вагонов;
- Принятие комплекса экономических мер по стимулированию сохранения соответствия наличного объема парка вагонов потребному (с учетом запаса).