Минфин упрощает доступ к средствам Фонда национального благосостояния (ФНБ) для инфраструктурных проектов. В пятницу ведомство опубликовало проект постановления правительства, который снимает с РЖД и «Автодора» требование по проведению аудита целесообразности финансирования строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и модернизации Транссиба и БАМа.
Согласно действующему законодательству (постановление правительства от 5 ноября 2013 года №990 «О порядке размещения средств ФНБ») любые проекты, претендующие на деньги ФНБ, должны пройти аудит целесообразности финансирования. Решение о выделении средств после анализа аудиторского заключения подписывают министры экономического развития и финансов. Без него утвержденные распоряжением правительства № 2044-Р инфраструктурные проекты (БАМ, Транссиб и ЦКАД) не могут рассчитывать на получение госденег. На каждый проект из ФНБ запрашивается по 150 млрд руб.
В Минфине подтвердили, что решение о целесообразности инвестирования средств ФНБ в проекты модернизации БАМа и Транссиба и строительство ЦКАД принято правительством вне установленного порядка отбора инвестпроектов. «Однако это вовсе не означает, что эти проекты не прошли необходимую экспертизу в уполномоченных ведомствах», — подчеркнули в ведомстве Антона Силуанова. Внесение поправок вызвано необходимостью ускорения получения проектами денег, отмечают в Минфине. Все остальные проекты, претендующие на финансирование из ФНБ, должны будут проходить установленную процедуру отбора.
Проведение оценки целесообразности инвестирования для ЦКАД не предусматривалось с самого начала, утверждает представитель «Автодора», распорядителя госсредств по этому проекту. Этот проект, наряду с модернизацией железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, оценивался в первую очередь со стратегической, а не с финансовой точки зрения, говорит он. При этом, как подчеркивают в «Автодоре», в Минэкономразвития, Минфин и Совет при президенте компания предоставляла финансово-экономическое обоснование ЦКАД, на основании которого проект был признан самоокупаемым. «Окупаемость проекта основана на возврате средств от взимания платы за проезд», — отмечают в госкомпании.
Как заявлял в июне прошлого года президент Владимир Путин, ЦКАД финансируется для того, чтобы изменить логистику перевозок в европейской части России и разгрузить Москву от транзита. БАМ и Транссиб должны улучшить доступ к растущим азиатским рынкам.
В РЖД, распорядителе средств по модернизации БАМа и Транссиба, вносимые поправки назвали техническими. В компании указали, что эти стройки не принесут быстрого дохода, поэтому и требование получения положительного заключения об окупаемости к ним не может быть применено. Зато правка Минфина ускорит получение финансирования проектами, уверены в компании.
Если аудит целесообразности инвестирования в БАМ, Транссиб и ЦКАД не проводился, то технологический и ценовой аудит (ТЦА) все же имел место. Для РЖД его недавно провели Deloitte, EY и PwC, которые нашли сметную стоимость проекта завышенной и предложили отказаться от ряда трат.
«Уже активно обсуждались результаты аудита для РЖД. Первые положительные результаты есть: аудиторы выявили риски, а эксперты представили замечания по их минимизации. Эти замечания будут учтены при выборе моделей реализации проектов в рамках реконструкции БАМа и Транссиба. Эксперты будут сопровождать проект и далее», — говорит чиновник «открытого правительства».
Изначально РЖД на проект по реконструкции БАМа и Транссиба просили около 1,3 трлн руб., однако в результате сумма сократилась до 562 млрд руб. до 2018 года, напоминает федеральный чиновник. Возможно, дополнительный аудит позволил бы изыскать еще «узкие места».
ТЦА первой очереди ЦКАД состоится в ближайшее время. В настоящий момент рассматриваются заявки на конкурс по его проведению. Их подали «НЭО-Центр» в партнерстве с «Мотт Макдональд Р», «Делойт и Туш СНГ», ООО «СЕТЕК Инжиниринг» в партнерстве с КПМГ, а также «КОВИ Консалтинг», сообщало на прошлой неделе ИТАР-ТАСС. Наименьшую цену — 26 млн руб. — предложили в «Делойт и Туш СНГ».
Руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский опасается, что отход от установленных правил создаст условия для «коллективной безответственности» чиновников. «Уже сейчас понятно, что никакой госэкспертизы проектов на предмет самоокупаемости не было и не будет, и в очередной раз средства будут израсходованы и перерасходованы вслепую», — считает эксперт. И это вопреки тому, что Бюджетный кодекс обязывает обеспечивать не только сохранность средств ФНБ, но и доходность их размещения.
Решение отменить аудит целесообразности разовое и касается только двух инфраструктурных проектов, которые имеют особое значение для государства, отмечает юрист «Хренов и партнеры» Алексей Долгов. Он сомневается, что оно будет распространено на другие проекты.
Сейчас проекты по строительству ЦКАД и реконструкции БАМа и Транссиба проходят общественное и экспертное обсуждение. Его цель — оптимизация трат, повышение прозрачности расходования средств и разработка стандарта технологического и ценового аудита.
Алина Евстигнеева, Юлия Синяева, Евгений Новиков