Межтранспортная конкуренция-2014: 5 процентов годовой погрузки переключилось с железных дорог на автомобили

По оценкам ИПЕМ, в 2014 году с железной дороги на автомобильный транспорт ушло до 60 млн тонн грузов, что составляет 5% от ежегодной погрузки.

Таким образом, отток грузов с железных дорог на автомобильный транспорт продолжает расти.  С целью повышения привлекательности железных дорог для грузоотправителей необходимо не только  улучшать сервис и качество перевозок, но корректировать тарифную систему и систему расчетов за перевозки. 

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук принял участие в VI практической конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки», где выступил с докладом «Вопросы развития внутриотраслевой и межтранспортной конкуренции при перевозке нефти и нефтепродуктов».

Владимир Савчук отметил, что в период 2006-2013 гг. объем перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом увеличился на 14,1% и составил 272,9 млн тонн, но структура перевозимых нефтепродуктов значительно не изменилась.

Анализ межвидовой конкуренции показывает, что уход нефтепродуктов с железной дороги на альтернативные виды транспорта пока незначителен. По оценкам ИПЕМ, в период 2006-2014 гг. прирост груженых автомобилерейсов с нефтепродуктами составил до 120 тыс. в год: на автодорогу перешло до 2 млн т бензина (5% от объема выпуска) и до 1,5 млн т дизельного топлива (2%). Как отметил Владимир Савчук, автотранспорт увеличивает свою конкурентоспособность по отношению к железнодорожному по неценовым параметрам, а водный транспорта – прежде всего именно по стоимости.

По данным ИПЕМ, в 2014 году железнодорожный транспорт потерял до 60 млн тонн грузов, что составляет 5% от годовой погрузки. Как отметил Владимир Савчук, тренд на рост оттока грузов с железных дорог на автомобильный транспорт наблюдается с 2006 года. В основном потери происходят по черным металлам, строительным и «прочим» грузам.

Такой объем грузов, ушедших на автодорогу в 2014 году, составил, по оценкам ИПЕМ, 3 млн дополнительных грузовых автомобилерейсов в год. «Это привело к значительному увеличению нагрузки на автодорожную систему страны, - указал Владимир Савчук. – Так, по нашим оценкам, транспортные расходы в экономике повысились на сумму не менее 60 млрд рублей!»

Владимир Савчук указал, что  ставки предоставления нефтебензиновых цистерн под перевозку изменяются меньшими темпами, чем ставки на предоставление вагонов универсального парка. Также, по данным ИПЕМ, изменение конъюнктуры рынка не влияет на ставку предоставления газовых цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов, так как конкуренция в этом сегменте незначительна.

В заключение, эксперт указал ряд решений, которые могут повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Во-первых, исключение оплаты в дорожный фонд железнодорожных акцизов за дизтопливо для локомотивов позволит увеличить объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. По оценкам ИПЕМ, объем направленных акцизов в дорожный фонд в 2004-2014 гг. составил свыше 100 млрд рублей. Во-вторых, по словам Владимира Савчука, помимо оптимизации тарифной политики необходимо улучшать сервис и качество перевозок. В-третьих, эксперт указал на целесообразность заключения долгосрочных контрактов на перевозки нефти и нефтепродуктов с предоставлением преференций в виде оплаты по факту перевозки в тех сегментах рынка перевозок, где конкуренция с автомобильным транспортом высока.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости