На фоне общего падения рынка грузоперевозок из Евросоюза в Российскую Федерацию в январе-феврале 2015 года, Германия усилила свои позиции крупнейшего европейского поставщика в РФ, увеличив свою долю на этом рынке на 3,7 процентных пункта.
За январь-февраль 2015 года из Евросоюза в Россию всеми видами транспорта было отправлено 2344 тыс. т грузов - на 40,04% меньше, чем за аналогичный период прошлого года; из Германии за рассматриваемый период в Россию было перевезено 482 тыс. т (- 26,74%). (Здесь и далее – по данным Eurostat, обработка данных - Департамент маркетинга ГК TELS).
Таким образом, доля Германии на рынке грузоперевозок из ЕС в РФ за рассматриваемый период в физическом выражении выросла с 16,82% до 20,55%.
Одной из основных причин увеличения доли Германии на рынке экспорта из Евросоюза в РФ является российское эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров из стран ЕС. В товарной структуре грузов, перевозимых из Германии в Россию, "запрещенное" продовольствие занимало незначительную долю (порядка 4%) - российское эмбарго не могло в заметной степени повлиять на грузопоток из Германии, как это произошло в отношении других стран (сильнее всего от российских ограничений пострадала Польша).
Основу экспорта из Германии в данном направлении составляла продукция машиностроения (автомобили, комплектующие), оборудование, продукция химического производства. Главной причиной сокращение поставок этих видов грузов стала общая рецессия рынка и сокращение в России потребительского и промышленного спроса на автотранспорт и оборудование.
Значительное влияние на сокращение закупок оказали также санкции Евросоюза по отношении к Российской Федерации в части ограничения на поставки некоторых видов оборудования, а также ограничения по доступу крупнейших российских банков к европейским капиталам, что сократило в свою очередь инвестиционный потенциал российских промышленных групп.
Интересно отметить, что в стоимостном выражении динамика сокращения грузоперевозок из Германии в Российскую Федерацию практически полностью соответствовала динамике сокращения грузоперевозок из Евросоюза. Это означает, что Россия стала закупать в Германии более дешевую продукцию.
Динамика рынка грузоперевозок из ЕС в РФ, январь-февраль 2014/15, млн евро
янв.-фев. 2014
янв.-фев. 2015
Динамика %
Всего ЕС
16067
10779
-32,91
Германия
4589
3077
-32,95
Департамент маркетинга ГК TELS