В ноябре 2014 года я написал пост в фейсбук следующего содержания:
Ноябрь месяц прошел, уже есть результаты... Ноябрь, который самый выгодный для логистов. Наблюдаю падение объемов перевозок автотранспортом в целом по стране на 35 - 40%. Не в отдельно взятом месте, а в целом, включая международные и внутренние перевозки. Что это значит для владельцев грузовиков? Падение цен на перевозки в рублях, работа ниже себестоимости, демпинг.. При этом цена за ГСМ будет расти, долларовые запчасти - дорожать. А кому-то просто не хватит работы даже за любые деньги... Начнутся распродажи грузовиков, которые будут никому не нужны... Думаю, что основные последствия кризиса ждут нас весной - летом 2015...
Постепенно предновогодний ажиотаж заканчивается и наступают будни: заказов на перевозки все меньше, а затраты растут.
Затраты транспортных компаний складываются из стоимости топлива, затрат на водителя, стоимости ремонта и обслуживания автотранспорта, административных расходов.
При этом часть расходов напрямую зависит от курса валют и растет вместе с ними, а часть расходов привязана к рублю, но в следствие ожидаемой в этом году инфляции также существенно вырастет (для междугородних перевозок структура расходов укрупнено приведена в таблице 1).
Таблица 1. Основные статьи расходов на транспортировку.
Доля в расходах
Привязка к валюте и прогноз роста
Топливо
30%
Рубль, рост в соответствии с ростом стоимости топлива
Ремонт и обслуживание техники (работа)
10%
Рубль, инфляция
Ремонт и обслуживание техники (детали)
10%
Евро/Доллар
Оплата труда водителей
20%
Рубль, инфляция
Амортизация или лизинг техники
20%
Евро/Доллар
Прочее
10%
В основном рубль, инфляция
Как минимум 30% в структуре стоимости перевозок занимают факторы, привязанные к валюте, по которой к текущему моменту уже произошел двукратный рост.
Стоит заметить, что хоть формально амортизация техники и фиксируется в рублях, но смысл ее в том, чтобы дать возможность работая на имеющейся технике заработать на новую, а ее стоимость уже привязана к валюте. Причем это касается и импортной техники и произведенной в РФ техники иностранных брендов, т.к. в основном производство идет с низкой степенью локализации, из импортных комплектующих.
Что же касается инфляции то оценить ее реальную величину будет достаточно сложно, но можно исходить из прогнозов 15-20%.
Дополнительно существует множество новых факторов, в том числе связанных с ужесточением административного надзора в сфере транспорта, которые либо уже привели либо приведут в текущем году к росту затрат транспортных компаний. Вот перечень этих факторов:
1. Транспортный налог;
2. Затраты на установку тахографа;
3. ужесточение экологических требований (запрет ЕВРО 2);
4. Введение пропусков на МКАД и в СПб;
5. Оплата пробега по магистралям 3,5 руб. за км.
6. Платные дороги.
7. Повышение стоимости ОСАГО.
8. Рост стоимости ГСМ.
Таким образом совокупность указанных факторов приводит к росту расходов на транспортировку по сравнению с 2014 годом порядка 30%.
Естественно, что в силу экономической стагнации, клиенты будут требовать от перевозчиков сокращения тарифов или по крайней мере минимизации их роста. А перевозчики в конкурентной борьбе за клиентов, объемы перевозок которых будут уменьшаться, будут стараться повышать тарифы как можно меньше, жертвуя прибылью. Тем не менее, для того чтобы обеспечить безубыточность перевозок, роста стоимости тарифов избежать не удастся.
Опыт 1998 и 2008 годов показал, что перевозчики, которые вставали на путь демпинга для сохранения объемов перевозок очень быстро заканчивали банкротством, поэтому в нынешней ситуации крупные перевозчики, имеющие стабильные потоки грузовладельцев, буду стараться удерживать разумно высокую планку стоимости.
По нашей оценке, в текущем году рост тарифов на перевозки составит порядка 15-25%, при этом не всем перевозчикам хватит грузов и мы увидим жесткие демпинговые ставки на перевозки от небольших транспортных компаний. Грузовладельцы, которые готовы принять на себя как увеличение документооборота, вызванного использованием большого числа перевозчиков, так и бонусы низких цент таких перевозчиков, могут воспользоваться сервисами подбора надежных перевозчиков, например log4pro.com
Сегодня ставки на межгородские перевозки в рублях меньше или равны аналогичным ставкам на январь 2014 года, а затраты на перевозки уже существенно выросли. Полагаю, что в ближайшие 2 – 3 месяца мы с вами увидим запросы на рост ставок, жесткую конкурентную борьбу на рынке автоперевозок и продажу подержанных грузовиков разорившихся транспортных компаний.
Кирилл Власов
Немецкая логистическая ассоциация BVL