Анализ межтранспортной конкуренции и государственного регулирования на рынке перевозок горно-металлургических грузов был представлен заместителем генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимиром Савчуком на VII-й Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» в Москве.
В рамках своего выступления докладчик отметил, что развитие сервисов и клиентоориентированности автомобильном транспорте за предыдущий период значительно опережает изменения на железнодорожном транспорте. Оперативная подача автотранспорта под погрузку, гибкие ценовые условия и сроки оплаты, короткие сроки доставки грузов «от двери до двери», доставка «точно в срок», избыток предложения и другие факторы сделали автотранспорт серьёзным конкурентом железнодорожному в секторе повагонных и групповых отправок ряда грузов.
На примере черных металлов докладчик показал изменение распределения объемов перекрестного субсидирования между металлургической отраслью и перевозками прочих грузов. Так в 2008 году 60% перекрестного субсидирования при перевозке металлов уходило на компенсацию затрат перевозок руды, кокса и угля для металлургической промышленности. В 2015 году только 40%.
За последние 5 лет рост объемов производства черных металлов составил 8,8%, сокращение погрузки на железнодорожном транспорте 1,4%. Таким образом, железнодорожный транспорт общего пользования потерял как минимум 7,8 млн т металлопродукции, недополученная выручка общесетевого перевозчика составила не менее 9 млрд руб. а на автодорогах добавилось около 400 тыс. автомобилерейсов.
В результате Владимир Савчук представил рекомендации, которые, на его взгляд, целесообразно учитывать при рассмотрении вопросов государственного регулирования перевозок на железных дорогах:
- Предоставление скидок на короткие расстояния при перевозке металлопродукции с применением тарифного коридора.
- Формирование стоимости подключения к железнодорожной сети новых производств и центров распределения металлопродукции на приемлемом уровне. Возможно, целесообразно вносить изменения в методические документы с целью оптимизации стоимости, в зависимости от «доходности» пользователей услуг.
- Обратить внимание государства на необходимость контроля, и, при необходимости, регулирования услуг предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на принципах регулирования транспорта общего пользования.
- Учитывать, при формировании новой тарифной системы на железнодорожном транспорте комплексное воздействие на транспортные затраты отраслей экономики с учетом перевозок сырья и готовой продукции.
Сам доклад «Особенности государственного регулирования и межтранспортной конкуренции на рынке перевозок горно-металлургических грузов» размещен в открытом доступе на сайте Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).