По мнению ИПЕМ, отмена субсидий на пассажирские железнодорожные перевозки на расстояние свыше 1500 км без реализации программы компенсационных мер для пассажиров нецелесообразна. Данная мера может негативно сказаться на транспортной мобильности населения, в первую очередь - на его социально незащищенных слоях. Необходимо выстраивание долгосрочного и сбалансированного плана государственной поддержки различных видов транспорта в зависимости от предпочтений пассажиров.
Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук принял участие в круглом столе «Господдержка дальних перевозок: отмена субсидий».
Владимир Савчук отметил, что ни в одной стране мира железнодорожные пассажирские перевозки не являются окупаемыми, и в большинстве случаев государство оказывает поддержку компаниям-перевозчикам. При сравнении объемов государственного финансирования Россия проигрывает многим развитым странам. Так, на сегодняшний день на поддержку пассажирских перевозок в России выделяется около 30 млрд руб, т.е. 43-45 коп. на пасс.-км в регулируемом секторе. Для сравнения, аналогичный показатель в США равняется 5 руб. на пасс.-км, в странах Евросоюза и Аргентине – 2 руб. за пасс.-км.
Отмена субсидий на пассажирские железнодорожные перевозки коснется регулируемого сектора перевозок в плацкарте и сидячих вагонах, которые пользуются большой популярностью (около 70% пассажиров в дальнем следовании) среди населения. Повышение цен на билеты приведет к снижению транспортной мобильности тех незащищенных групп населения, которые не смогут переключиться на использование авиатранспорта или подорожавшего железнодорожного транспорта.
Владимир Савчук высказал ряд предложений по совершенствованию транспортной системы, в частности:
- Целесообразность разработки системы поддержки транспортной мобильности социально незащищенных слоев населения в зависимости от выбранного вида транспорта.
- Целесообразность проведение комплексного транспортного анализа пассажирских потоков по различным направлениям и видам транспорта с целями:
1. Определения направлений перевозок, маршрутов, видов транспорта и объема пассажиропотока, который нуждается в государственной поддержке.
2. Оптимизация затрат федерального бюджета на поддержку пассажирских перевозок при сохранении транспортной доступности для социально незащищенных слоев населения.
3. Формирование параметров и объемов государственного заказа на пассажирские перевозки по видам транспорта.
- Целесообразно рассмотреть возможность реализации принципа когда «субсидия следует за пассажиром» на выбранный им вид транспорта.
Как отметил Владимир Савчук, отсутствие долгосрочной транспортной политики по поддержке перевозок отдельных категорий пассажиров различными видами транспорта приводит к невозможности разработки долгосрочных стратегий перевозчиков с определением объема перевозок в регулируемом секторе перевозок, закупок подвижного состава компаниями - перевозчиками в связи с непредсказуемостью государственного регулирования.
Владимир Савчук отметил необходимость изменения подхода к решению транспортных проблем. Необходимо большую роль отдавать предпочтениям пассажиров. Отмена государственного субсидирования может лишить пассажиров возможности самостоятельного выбора вида транспорта. В свою очередь, сбалансированная транспортная политика приведет к усилению конкуренции между перевозчиками различных видов транспорта, что положительно скажется как на качестве оказываемых ими услуг, так и на их стоимости.
Видеозапись выступления Владимира Савчука доступна по ссылке.
Полная видеозапись круглого стола "Господдержка дальних перевозок: отмена субсидий" доступна по ссылке.