Экспертное мнение
По оценкам ИПЕМ, в 2016 году тенденция по сокращению погрузки сырой нефти сохранится и будет сопряжена с вводом в эксплуатацию новых трубопроводов. Погрузка энергетических газов будет расти вместе с ростом внутреннего потребления, а погрузка остальных нефтепродуктов сохранится на прежнем уровне, либо покажет небольшой рост, что будет зависеть от изменений экономической ситуации в стране.
В 2015 году погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте России составила 251,2 млн тонн, что на 2% ниже уровня предыдущего года. В общей структуре погрузки доля нефти и нефтепродуктов осталась практически на уровне 2014 года и составила 10,2% (-0,1%). В то же время в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов произошли значительные изменения. Так, погрузка нефти и нефтепродуктов на экспорт выросла на 1%, а погрузка во внутреннем сообщении снизилась на 4,5%.
Сырая нефть
Погрузка сырой нефти в 2015 году снизилась на 12,9% и составила 26,9 млн тонн. Основной причиной этого стала возросшая конкуренция со стороны трубопроводного транспорта. По итогам года доля сырой нефти в погрузке нефти и нефтепродуктов снизилась на 1,3% и составила 10,7%.
Ощутимо снизился в 2015 году объем погрузки сырой нефти во внутреннем сообщении (до 24,6 млн тонн). Снижение за год составило 14,4%. В то же время в погрузке на экспорт наблюдается прирост на 7,3%. Важным фактором перераспределения потоков стал вступивший в силу в 2015 году «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, согласно которому сократились вывозные таможенные пошлины, но выросла ставка НДПИ. Это повысило привлекательность экспорта нефти. Одной из причин падения погрузки сырой нефти во внутреннем сообщении можно также назвать ввод в эксплуатацию новых мощностей трубопроводного транспорта. В частности, был запущен отвод от Хабаровского НПЗ до нефтепровода ВСТО, проектная мощность которого составляет 6 млн тонн/год.
Нефтепродукты
Объем погрузки нефтепродуктов также оказался ниже уровня предыдущего года, хотя снижение было незначительным и составило 0,6%. Таким образом, погрузка нефтепродуктов в 2015 году на железнодорожной сети составила 224,3 млн тонн. Основную долю в структуре погрузки нефтепродуктов заняли мазут, энергетические газы, дизельное топливо и бензин.
Погрузка мазута в 2015 году составила 72,4 млн тонн, что на 1,2% ниже уровня предыдущего года. При этом в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов доля мазута выросла на 0,3% и составила 14,5%. Также интересно отметить, что, несмотря на увеличение вывозных таможенных пошлин в результате запуска «налогового маневра», погрузка мазута на экспорт в 2015 г. выросла только на 4,2% до 51,5 млн тонн. В то же время погрузка мазута во внутреннем сообщении снизилась на 12,1% до 20,9 млн тонн. Отметим, что производство мазута в России за год также снизилось на 8,8% до 71,7 млн тонн.
Объем погрузки дизельного топлива снизился на 5,9% (до 51,2 млн тонн), а его доля в погрузке нефти и нефтепродуктов снизилась на 0,8% до 20,4%. Наряду с этим снижение объемов производства дизельного топлива в 2015 г. составило 1,6%. При этом снижение наблюдалось как при погрузке на экспорт (-5,3%), так и во внутреннем сообщении (-6,5%). Объем погрузки дизельного топлива в 2015 году составил 25 и 26,2 млн тонн соответственно.
Существенно вырос в 2015 году объем погрузки энергетических газов (до 46 млн тонн). Прирост составил 16,8%. В структуре погрузки нефти и нефтепродуктов доля энергетических газов выросла на 2,9% до 18,3%. Примечательно, что объем погрузки энергетических газов во внутреннем сообщении увеличился значительно сильнее, чем на экспорт (21,7% против 11,1%). Таким образом, погрузка на экспорт составила 20,5 млн тонн, а во внутреннем сообщении – 25,6 млн тонн.
Рост экспортной погрузки энергетических газов в первую очередь связан с обнулением вывозных таможенных пошлин с февраля 2015 года, произведенным в связи с падением цен на нефть и со спецификой формулы расчета пошлин. В то же время рост погрузки во внутреннем сообщении обусловлен увеличением внутреннего спроса. Во многом это стало следствием усилий государства в развитии рынка газомоторного топлива. Так, в настоящее время запущена программа государственного субсидирования покупки городского транспорта на газомоторном топливе. Кроме того, в России ведется активное развитие сети газозаправочных станций.
Погрузка бензина в 2015 году осталась практически на уровне предыдущего года и составила 36,5 млн тонн. Доля бензина в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов также изменилась незначительно (-0,3%). Отметим, что производство бензина по сравнению с предыдущим годом выросло на 1,8% до 39,1 млн тонн.
Перспективы
Таким образом, основные сдвиги, произошедшие в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, обусловлены введением «налогового маневра», а также возросшей конкуренцией со стороны альтернативных видов транспорта. Существенное влияние также оказала и общая кризисная ситуация в экономике страны, вызвавшая снижение производства некоторых продуктов нефтяной промышленности, и, соответственно, погрузки.
Изменение налогового законодательства создало благоприятные условия для экспорта нефти и нефтепродуктов, в результате чего мы наблюдаем переориентацию части грузов на экспортное направление. Также сохраняется тренд на увеличение погрузки энергетических газов, внедрение более широкого использования которых является одним из приоритетов государства.
В то же время, железнодорожный транспорт теряет часть рынка в пользу активно развивающегося трубопроводного. Тем более с помощью трубопроводов начинают транспортировать уже не только сырую нефть, но и высококачественные низкосернистые нефтепродукты. Нужно отметить, что доля трубопроводного транспорта еще больше увеличится после завершения строительства трубопровода в Новороссийск.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что тенденция по сокращению погрузки сырой нефти сохранится и будет сопряжена с вводом в эксплуатацию новых трубопроводов. Погрузка энергетических газов будет расти вместе с ростом внутреннего потребления, а погрузка остальных нефтепродуктов сохранится на прежнем уровне, либо покажет небольшой рост, что будет зависеть от изменений экономической ситуации в стране.
Еще одним фактором, который может оказать существенное влияние на погрузку нефтепродуктов на железнодорожной сети, является возможный отказ от государственного регулирования тарифа на транспортировку нефтепродуктов трубопроводным транспортом. Этот вопрос был поднят в декабре 2015 года представителем ОАО «АК «Транснефть» на заседании Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов. Напомним, что сейчас этот тариф ограничен 70% от величины железнодорожного тарифа. Дерегулирование трубопроводного тарифа и возможное его увеличение непосредственно транспортной компанией в перспективе может повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта в перевозках нефтепродуктов.
Кроме того, в ближайшей перспективе в полной мере проявятся результаты проведенного в 2015 году «налогового маневра», в результате чего дополнительно может увеличиться погрузка нефтепродуктов на экспорт.
Дмитрий Нарежный,
Эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок,
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)