По данным ОАО «РЖД», рост погрузки по итогам января-февраля 2018 года составил 3,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Погрузка растет высокими темпами второй год подряд, а основными драйверами роста являются каменный уголь, черные металлы и зерно.
В то же время темп роста погрузки каменного угля существенно снизился по сравнению с 2017 годом: если в 2017-м году рост погрузки за январь-февраль составлял 9,1% к аналогичному периоду прошлого года, то в 2018-м году он составил только 1,1%. Замедление роста объясняется сложными погодными условиями и "высокой базой" предыдущих лет: погрузка угля в первые месяцы стабильно растет последние 4 года.
Продолжает наблюдаться перераспределение потоков погрузки угля: снижение во внутреннем сообщении (-5,5% в январе-феврале), рост экспорта (+8,7% в январе-феврале). Экспортные цены на отечественный уголь в январе превысили 100$ за тонну в портах Дальнего Востока. Интерес к российскому углю в последние годы снизился только у Великобритании и Голландии, которые сократили закупки. Китай, Южная Корея, Тайвань и ряд европейских стран, напротив, расширяют закупки российских углей.
В условиях роста спроса российские угольщики продолжают вводить новые мощности и увеличивать добычу на существующих шахтах. Суммарный ввод новых добывающих мощностей в 2017 году составил около 18 млн т, а в 2018 году может превысить 30 млн т.
Погрузка черных металлов на сети ОАО «РЖД» выросла на 10,3% до 12,6 млн тонн, что является рекордом за последние 5 лет. В то же время существуют ограничения роста экспорта черных металловв виде антидемпинговых таможенных пошлин. В конце 2017 года министерство торговли США ввело пошлины в отношении углеродистой и стальной катанки из Белоруссии, России и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Индонезия в рамках компании по защите национальных производителей стали от импорта, продлила действие защитных пошлин на листовой прокат до октября 2019 г. В январе 2017 г. Турция ввела дополнительные пошлины в размере 30% в отношении импорта стальных труб. А также в мае 2017 г. Мексика продлила на пять лет действие антидемпинговых пошлин на поставки листового горячекатаного проката из России в размере 29,3%.
При этом наблюдается снижение объёмов погрузки лома чёрных металлов на 16,6% до 1,5 млн тонн на фоне существенного роста погрузки на 41,4% в прошлом году. В январе прямые поступления черного лома на основные российские металлургические комбинаты и трубные заводы составили 608,1 тыс. тонн, что на 48,6% ниже уровня предыдущего месяца.
Погрузка зерна продолжает бить рекорды: по итогам января-февраля рост составил 41,5% к аналогичному периоду прошлого года до 4,5 млн тонн. В 2017 году российские аграрии экспортировали рекордные объемы зерна – около 45 миллионов тонн. Основными драйверами роста послужили снижающиеся цены на отечественное зерно, перепроизводство зерна в результате высокой урожайности, а также засуха в ведущих производящих регионах США и Канады. 1 марта 2018 года в Послании к Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости продолжения поддержки российских сельхозпроизводителей в виде льгот на перевозку зерна по железной дороге.
В то же время объёмы погрузки нефти и нефтепродуктов за январь-февраль 2018 снизились на 2,6% до 39,5 млн тонн.
В связи с развитием трубопроводной инфраструктуры и активным внедрением сопутствующих логистических услуг ПАО "Транснефть" следует ожидать дальнейшего снижения объёмов погрузки нефтяных грузов на железной дороге. Так, в текущем году ожидается подключение Комсомольского НПЗ к ВСТО-2, переориентация объемов погрузки на трубопроводный транспорт в рамках поставки светлых нефтепродуктов ПАО «Транснефть» в Московский регион, реализация проекта «Юг» по подключению ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» к нефтепродуктопроводу до порта Новороссийск, а также частичное переключение погрузки сырой нефти на трубопроводный транспорт в адрес Уфимских НПЗ с пункта налива ст. Приютово. Также с 1 января 2018 года в КНР введена в эксплуатацию ветка «Мохэ — Дацин» российско-китайского нефтепровода, позволяющего увеличить объём поставок сырой нефти с 15 до 30 миллионов тонн в год.
На этом фоне ОАО «РЖД» старается сдержать снижение объёмов грузоперевозки, вводя понижающие коэффициенты и скидки на экспорт нефтепродуктов. Например, на 2018 год компания ввела скидку на экспорт дизельного топлива через Санкт-Петербург. Со станции "Брянск-Восточный" в направлении станции "Автово-экспорт" (Санкт-Петербург) скидка составит 49%. Также продлено действие понижающего коэффициента на экспорт дизельного топлива и мазута со станций Нефтяная и Князевка. Введён индекс 0,7 для нефтепродуктов, газового бензина и конденсата в цистернах для ряда станций Северо-Кавказской железной дороги.
Александр Слободяник, Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)