По данным ОАО «РЖД», темпы роста погрузки сохраняются на уровне 3% по отношению к прошлому году. Начало наблюдаться замедление темпов роста погрузки угля, лесных грузов, минеральных и химических удобрений. Динамика роста погрузки зерна продолжает нарастать, а по строительным грузам фиксируется замедление спада.
Так, темп роста погрузки угля по итогам 11 месяцев замедлился до 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, что на 0,6 п.п. меньше, чем темп роста погрузки по итогам периода январь-октябрь. Это наименьшее значение роста погрузки угля за весь год, отмечаемое ОАО «РЖД». При этом наблюдается перераспределение направлений роста погрузки угля: за период январь-октябрь погрузка во внутреннем сообщении увеличилась на 3% (на 2,6 п.п. больше, чем за январь-сентябрь), на экспорт – на 18,1 % (-0,1 п.п.). Замедление может быть связано с усилением конкуренции российским экспортным поставкам со стороны Колумбии.
Темпы роста погрузки лесных грузов также существенно замедлились: по итогам 11 месяцев рост погрузки составил 2,8% к аналогичному периоду прошлого года – это на 1,3 п.п. меньше, чем отмечалось по итогам 10 месяцев. Это также самое низкое значение показателя за весь год. Драйвером погрузки лесных грузов остается экспорт, которому способствуют девальвация рубля, низкие мировые цены на российские пиломатериалы, а также их высокое качество. Экспорт лесоматериалов в регионе деятельности Алтайской таможни за 9 месяцев 2017 года составил 58 млн долл. США и был направлен в большей степени в Китай (38%), Афганистан (30%) и Узбекистан (29,7%). 97,2% вывозимого леса - это обработанная древесина, пиломатериалы.
Согласно предложению Минпромторга России с декабря 2017 года могут быть установлены тарифные квоты на экспорт необработанной древесины дальневосточных пород. Чтобы рынок мог адаптироваться к такому решению в случае его утверждения, в ведомстве выдвинули идею снизить в рамках квот ставки вывозных таможенных пошлин (с 25 до 6,5%). Однако в дальнейшем ставки поэтапно следует повысить, если древесина будет вывозиться вне квот: до 40% в 2019 году, 60% – в 2020-м и 80% – в 2021-м. Также Минприроды России планирует ввести лесной налог в целях стимулирования переработки древесины.
Замедляются и темпы роста погрузки химических и минеральных удобрений. За период январь-ноябрь рост погрузки составил 7%, что на 0,9 п.п. меньше, чем за период 10 месяцев года, и на 1,5 п.п. меньше пикового значения, которое было достигнуто за период январь-июль. Драйвером роста также является экспорт, но на мировом рынке удобрений вводятся новые мощности по производству продукции, что может привести к повышению конкуренции. Также в ряде стран проводится изменение политики по использованию удобрений: например, Китай реализует экологическую политику по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве. Министерство финансов Индии ввело антидемпинговые пошлины на импорт нитрата аммония плотностью свыше 0,83 грамма/куб. см, происходящего или поставляемого из России, Грузии, Ирана и Индонезии.
В то же время темп роста погрузки зерна продолжает ускоряться и по итогам 11 месяцев рост достиг 15,7% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Это на 1,2 п.п. больше, чем за период январь-октябрь, а также на 5,8 п.п. больше по сравнению со значением по итогам 1-го полугодия. Погрузка на экспорт за период январь-октябрь выросла на 36,1%, во внутреннем сообщении погрузка снизилась на 1,4%. Экспорту зерна оказывается активная поддержка. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал два распоряжения о расширении портов «Кавказ» и «Тамань». В порту «Тамань» планируется строительство терминалов по приему и хранению навалочных грузов мощностью до 35 млн тонн в год, перевалке зерновых грузов мощностью до 14,5 млн т/год, перевалочной базы сжиженных углеводородных газов мощностью до 3,5 млн т/год. Проекты будут реализовываться за счет инвесторов, бюджетное финансирование не предусматривается. Также до 1 июля 2018 года Правительством РФ обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу. В конце мая было подписано заявление о снятии всех торговых ограничений между Турцией и Россией (в марте Турцией были введены заградительные пошлины на наше зерно, которые составляли 130%).
В октябре объем экспорта пшеницы через Новороссийский порт был на 10,7% больше отгрузок сентября и почти на 81% больше отгрузок октября 2016 года, а также стал самым большим за всю постсоветскую истории НМТП. Крупнейшие импортеры пшеницы из Новороссийска – Египет (38,3%), Бангладеш (10,7%) и Танзания (9,1%).
Позитивным итогом ноября является замедление спада погрузки строительных грузов: по данным ОАО «РЖД», за 11 месяцев погрузка снизилась на 6,8%, это на 1 п.п. ниже, чем за период январь-октябрь, и на 1,5 п.п. ниже по сравнению со значением показателя по итогам 3 кварталов, которое было минимальным (спад составлял 8,3%). Уже несколько месяцев подряд отгрузка цемента по железной дороге цементными заводами России превосходит результаты прошлого года. При этом превышение становится все больше, и в октябре достигло 4,4%, однако отставание от результатов 2010-2015 годов еще довольно далеко.
Александр Слободяник, Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)