Перевозка товаров в составе сборного груза — отличный способ оптимизировать расходы на транспортировку без значительного изменения сроков, однако есть ряд нюансов, которые могут как увеличить, так и уменьшить стоимость доставки.
Вряд ли стоит говорить о том, насколько важно для бюджета понимать стоимость доставки груза до конечного получателя, поэтому мы и не будем. Расскажем о том, как получить наиболее достоверную информацию и не ошибиться в расчетах при планировании транспортировки по территории России.
Один из самых простых способов — онлайн-калькулятор. Он есть на сайтах большинства транспортных компаний, и, внеся минимальные параметры груза, город отправки и назначения, можно получить ориентировочную стоимость доставки. Ключевое слово в этом предложении — ориентировочную. К сожалению, параметров, которые учитываются при формировании ставки за доставку сборного груза, достаточно много, и если пытаться уместить их все в формулу расчета, то получится очень громоздкая конструкция, пользоваться которой будет довольно сложно. Поэтому в большинстве случаев вы видите упрощенную модель подсчета ставки и, соответственно, примерную стоимость.
Чтобы получить более полную информацию, как ни крути, придется предоставить менеджерам компании сведения как о весогабаритных характеристиках (ВГХ), так и о других параметрах груза: стоимости, особенностях перевозки (например, только в строго горизонтальном положении), температурном режиме, классе опасности и пр.
Возьмем схему расчета стоимости доставки, принятую в компании "ТРАСКО". В общем случае она выглядит так:
- Расчет по весу (тариф за 1 кг по указанному маршруту умножается на количество).
- То же самое, но по объему (тариф за 1 м3, умноженный на количество кубов, +10 % на укладку).
Полученные цифры сравниваются, и выбирается наибольшее значение. - Следующим этапом наши специалисты проводят проверку на негабаритность. Тут следует оговориться, что в каждой компании процедура своя, поэтому озвученные значения не являются нормативными. Но алгоритм такой: при превышении определенных параметров добавляются поправочные коэффициенты, тем самым компенсируя излишне используемое место в ТС или весовую нагрузку.
Простой пример: груз легкий, но длинный — пластиковая труба, допустим, 5 м и весом 120 кг. Или наоборот, 1 европалета с подшипниками весом более 1 тонны. Или же высокий шкаф с электротехническим оборудованием 0,8 х 0,8 х 2,3 м, 200 кг, который нельзя кантовать.
При этом чем больше общий вес груза, тем меньше будет тариф за 1 кг или 1 м3. Такая градация типична для рынка, есть она и у нас.
Дополнительная упаковка. Если груз необходимо упаковать, например в жесткую деревянную обрешетку, то стоимость также будет увеличена. Во-первых, в расчет необходимо включить стоимость самой упаковки, во-вторых, изменятся вес и размеры груза, соответственно, стоимость пересчитывается по новым данным или будет добавлен фиксированный коэффициент, например 20 % от базовой стоимости.
Кроме того, необходимо учитывать характер и штабелируемость груза (складывание в несколько ярусов). Например, если груз легкий и хрупкий и не подлежит штабелированию, то у грузоотправителя есть несколько вариантов.
Первый — сделать обрешетку на партии таких мест (например, несколько ящиков), тогда их можно будет разместить в несколько ярусов, но учесть в затратах стоимость обрешетки и измененные ВГХ. Второй — отказаться от упаковки, но тогда с учетом того, что груз не штабелируется и на него ничего поставить нельзя, оплате подлежит неиспользуемое сверху пространство (фактически воздух).
А вот если груз не хрупкий, но легкий, как мешки с тканью, то в этом случае дополнительная упаковка необязательна, ведь товар можно разложить по верхнему ярусу без риска повреждения.
Кстати, если взять оба эти примера и попробовать посчитать на онлайн-калькуляторе, в большинстве случаев при одинаковом весе и объеме стоимость будет идентичной, в то время как по факту в первом случае с учетом характера груза она будет выше.
Отдельно стоит упомянуть о грузах нестандартной формы (с выступами или торчащими деталями). Для измерения размеров они вписываются в правильные геометрические формы: квадрат, куб и т. д.
Другие варианты
В некоторых транспортных компаниях другой подход к формированию стоимости. Используется так называемый приведенный вес, и тарификация идет только по весу — за 1 кг. Особенность состоит в том, что в расчете участвует плотность груза. Причем в разных компаниях она вычисляется по-разному. В авиаперевозках — 167 кг/м3, при автодоставке — 220 или 250 кг/м3, но могут быть и другие значения.
Считают тогда следующим образом. Сначала выясняется, легкий груз или тяжелый.
Например, 1 палета груза размером 1,2 х 0,8 х 1,5 м весит 500 кг, объем — 1,44 м3. Плотность груза в таком случае составляет 500 кг/1,44 м3 = 347 кг/м3. Такие грузы называются тяжелыми, так как полученная цифра превышает установленные значения по плотности (220 или 250 кг/м3). Тогда расчет ведется по весу — 500 кг умножается на тариф за 1 кг.
Когда груз легкий, а его плотность менее 220 или 250 кг/м3, расчетный показатель — объем. Например, европалета 1,2 х 0,8 х 2,2 м (2,11 м3), 200 кг с полотенцами. Плотность груза равна: 200 кг / 2,11 м3 = 94,8 кг/м3. Стоимость доставки, таким образом, рассчитывается так: общий объем умножается на установленную плотность (2,11 м3 * 250 кг/м3= 527,5 кг). Этот вес берется к расчету и умножается на тариф (за 1 кг).
Как видите, если груз простой и к нему не предъявляется особых требований, то смело можно пользоваться калькулятором, и полученное значение будет близко к фактическому. Если габариты нестандартные, а характеристики груза и требования к перевозке специфичные, то, безусловно, лучше воспользоваться помощью специалистов, которые произведут расчет не по общим данным, а по размерам каждого места, чтобы была возможность выявить негабаритные места, а также подобрать нужный тип транспортного средства и предложить наиболее точную ставку.
Материал подготовлен представителями компании «ТРАСКО»