Дефицит железнодорожных вагонов изменил маршруты экспорта зерновых в северо-западном направлении, которые шли через Балтику. Большинство из этих грузопотоков были переориентированы в южные порты России.
Дефицит железнодорожных вагонов испытали на себе отправители зерновых из Саратовской и Самарской областей. Часть региональных трейдеров, которые ориентируются на покупателей из континентальной Европы и стран западного Средиземноморья, традиционно вывозили зерно через порты Северо-Запада России и Прибалтийских стран, куда оно доставлялось по железной дороге.
Из-за нехватки вагонов, с которой столкнулись отправители грузов этой осенью, зерно, предназначенное для европейских покупателей, пытаются трейдеры вывозить через азовские порты. Операторы РЖД объясняет нехватку простоями вагонов под погрузкой на элеваторах, увеличившимися до 10-12 дней. На темпы погрузок, помимо нехватки портовых мощностей, в значительной мере повлияли отказ руководства элеваторов продолжать работу в выходные и праздничные дни, а также плохие погодные условия на Балтике в конце сентября.
«Все это, наряду с такими факторами, как недостаток тоннажа, рост цены пшеницы на мировом рынке, а также скопление груза в южных портах влияет на продолжение роста ставок фрахта, достигших уже 41 доллар за тонну по маршруту «Ростов-Самсун», что практически вдвое превышает показатель прошлого года» - рассказывает Константин Гриневич, генеральный директор брокерской компании «Глогос проект».
Планомерный рост ставок фрахта изменил поведение трейдеров. Если раньше они сначала заключали контракт на отправку зерна и лишь потом искали для этого подходящее судно, то теперь действуют строго наоборот: сначала фрахтуется судно, подтверждается ставка, и лишь потом на это судно ищется контракт, рассказывает Константин Гриневич. Фрахтователи, исполняющие контракты, заключенные в начале лета, работают сейчас себе в убыток, отмечает эксперт.
Напомним, что согласно прогнозам компании «Совэком», экспорт зерна в 2017 году может составить рекордные 44 млн тонн, в том числе, экспорт пшеницы - 32,4 млн тонн, ячменя - 4,3 млн тонн, кукурузы – 5,7 млн тонн.
Источник: Пресс-служба компании «Глогос проект»