По мнению экспертов Комитета по транспорту «ОПОРЫ России», принятое решение ОАО «РЖД» - ускорить оборот полувагонов на Кузбассе для вывоза угля, недальновидно и может обернуться для всех участников рынка негативными последствиями.
МСП, которое, и так ощущало на себе дефицит погрузочных ресурсов, теперь заявляет об усугублении ситуации нехватки полувагонов на новых направлениях.
Перевозка угля относительно других грузов малоприбыльна, а в некоторых случаях, даже убыточна. Привлечение дополнительного подвижного объема для удовлетворения потребностей только данного рынка, с учетом сложившегося дефицита полувагонов как по причине сезонности, так и по причине их активного списания, может сорвать поставки в строительной, металлургической, машиностроительной и других отраслях. На протяжении последней недели, хозяйствующие субъекты из числа малого и среднего бизнеса бьют тревогу из-за острой нехватки погрузочного состава на многих направлениях. Сигналы поступают с Республики Карелия, Нижегородской, Владимирской, Кировской, Рязанской, Оренбургской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей. Здесь под угрозой срыва оказалась поставка строительных грузов, промышленного сырья, металлопроката.
Хотя уже с февраля текущего года в регионах эксперты планомерно отмечали локальный дефицит в погрузочных ресурсах и пытались принять необходимые меры для поддержания бизнеса.
«Такая политика крайне недальновидна и должна корректироваться со стороны государственных органов. С одной стороны, ОАО «РЖД» взял курс на привлечение грузов с автодороги, с другой стороны принято решение направить и без того дефицитные из-за списания ресурсы подвижного состава на заведомо малорентабельную отрасль. В итоге конъюнктура рынка железнодорожных перевозок становится еще более нестабильной. Из-за сложившихся обстоятельств и задержек крайне мало грузовладельцев выберут железную дорогу в качестве надежного партнера», - обеспокоен положением вещей председатель Комитета по транспорту «ОПОРы России» Глеб Киндер.
Непостоянство схемы управления вагонным парком ведет к потере доли рынка и снижению объемов перевозок грузов. Полное тому подтверждение – это ситуация по перевозкам щебня из Республики Карелия в текущем году. Так, только за январь и февраль 2016 года объем отгрузки щебня в полувагонах составил около 16 тыс. вагонов, что на 1,5% ниже показателя 2015 года.
Мера, предложенная со стороны ОАО «РЖД»: ввести взаимную финансовую ответственность угольщиков и собственников состава, а также использования и увеличить штрафы за невыполнение заявок, будет не эффективной. Так как, по мнению представителей общественной организации, на территории России дефицит железнодорожного подвижного состава «назревал» давно. Причины плачевной ситуации, считают эксперты, прозрачны: сезонный рост предъявляемых к перевозке грузов и нарушения со стороны операторов.