Президент РФ поручил Правительству разработать ряд нормативных документов, направленных на повышение доступности и эффективности пригородных железнодорожных перевозок.
Соответствующий перечень поручений был опубликован 9 июля 2017 года. ИПЕМ представил экспертное мнение о состоянии регулирования пригородного транспорта.
Пригородные перевозки на протяжении многих лет являются одной из самых проблемных зон современного железнодорожного транспорта России. Отмены электричек и споры регионов с перевозчиками об объемах субсидирования неоднократно привлекали внимание органов власти и СМИ. Из-за недостатка финансирования в 2012-2014 годах было отменено более 900 поездов. В начале 2015 года из-за решения по отмене льготного тарифа на услуги инфраструктуры едва не были остановлены еще 300 поездов, что повлекло за собой уже вмешательство со стороны Президента России.
Как показывает мировой опыт, риски для стабильной работы пригородного железнодорожного транспорта возникали в результате реформирования отрасли во многих странах и не обошли стороной Россию. В 2011 году ИПЕМ выступил одним из авторов доклада по реформированию железнодорожного транспорта, который был подготовлен в соответствии с поручением Правительства РФ для формирования предложений по корректировке Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. В докладе были сформулированы вызовы пригородного пассажирского комплекса, требующие оперативного решения со стороны государства. Выглядит примечательным, что отмеченные еще тогда вызовы во многом пересекаются с перечнем поручений Президента РФ от 9 июня 2017 года.
Вызовы пригородного пассажирского комплекса из доклада экспертной группы «Реформа естественных монополий», 1 декабря 2011 года
Поручения Президента РФ, 9 июля 2017 года
Отсутствует четкое разграничение ответственности федерального центра и регионов в организации и компенсации убытков
Предусмотреть в ФЗ об организации пригородного сообщения «разграничение полномочий и ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры в сфере оптимизации пригородных железнодорожных перевозок и организации межрегионального сообщения» (Пр-1331, п.1 б)
Нет механизма покрытия убытков от операционной деятельности
«При необходимости внести изменения в нормативные правовые акты в сфере тарифного регулирования, предусмотрев нормирование затрат и доходности субъекта естественной монополии по направлениям деятельности, связанным с осуществлением пригородных железнодорожных перевозок» (Пр-1331, п.4)
Нет системного решения проблемы планового обновления основных средств ППК
«Сформировать механизмы экономического стимулирования: обновления подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры» (Пр-1331, п.3)
Нет системного подхода в определении приоритетности развития (безальтернативности) пригородного железнодорожного транспорта для отдельно взятого региона
«Разработать комплекс мер, направленных на недопущение сокращения объёма пригородных перевозок и восстановление востребованных маршрутов, предусмотрев в нём механизмы целевой поддержки социально значимых маршрутов» (Пр-1331, п.1)
Из этого не следует, что проблемы пригородных перевозок «законсервированы» на протяжении уже почти 6 лет. В последние годы государство ведет систематическую работу по их решению.
Так, в мае 2014 года была утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, целью которой является повышение качества перевозок и создание условий для устойчивого развития этого сегмента отрасли. На основе данной концепции регионы разрабатывали стратегию транспортного обслуживания населения и согласовывали ее с Минтрансом России. За прошедшие 2 года все регионы предоставили соответствующие документы в федеральный центр, а также заключили договоры на транспортное обслуживание с пригородными компаниями.
С января 2015 года для пригородных перевозчиков введена льготная ставка НДС в размере 0%, а в декабре 2016 года ее действие было продлено до конца 2030 года. Это позволило пригородным компаниям снизить себестоимость предоставляемых услуг и, соответственно, потребность в субсидировании со стороны регионов.
В августе 2015 года между Правительством Москвы, Правительством Московской области и ОАО «Центральная ППК» был подписан контракт на долгосрочное 15-летнее обслуживание пригородных железнодорожных маршрутов. Такое решение позволило перевозчику начать формировать долгосрочную программу развития, инвестировать в модернизацию инфраструктуры и обновление парка подвижного состава, включая закупку новых электропоездов.
Также в 2016 году постановлением Правительства России до 2030 года продлено действие льготного коэффициента к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры для пригородных компаний (долгосрочная скидка 99%). Как отмечал ИПЕМ, это решение было весьма своевременным и очень важным с точки зрения обеспечения стабильности и предсказуемости деятельности пригородного комплекса, а также возможностей его развития.
В то же время проблемы во взаимодействии регионов и пригородных компаний сохраняются. Несмотря на долгосрочные договоры, регулирование и определение объемов компенсации выпадающих доходов пригородных компаний в большинстве регионов продолжает осуществляться на краткосрочные периоды 1-2 года, что не позволяет обновлять подвижной состав на более эффективный и комфортный для пассажиров. Актуальности данному вопросу придает и проблема безбилетников, часть из которых отказывается платить за проезд из-за несогласия с качеством предоставляемых услуг.
В апреле 2016 года ИПЕМ на основе анализа мирового опыта организации и финансирования пригородных перевозок указывал на необходимость принятия закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в России, как регламентирующего права и обязанности сторон (федеральных регуляторов, регионов, перевозчиков) и детально описывающего порядок взаимодействия участников процесса организации пригородных перевозок. Активная работа государства в последние годы позволяет надеяться, что поручения, данные Президентом России, будут исполнены в срок.
Дополнительные материалы:
- Перечень поручений Президента России по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента по обеспечению пригородного железнодорожного сообщения, kremlin.ru, 9 июня, 2017
- Как отменяли электрички в других странах, В.Б. Савчук, С.А. Белов, РБК, 6 февраля, 2015
- Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства, kremlin.ru, 20 февраля, 2015
- Итоговые результаты работы подгруппы «Железнодорожный транспорт» экспертной группы «Реформирование естественных монополий», 8 декабря, 2011
- Распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 857-р
- Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 83-ФЗ, pravo.gov.ru
- Об установлении льготного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на долгосрочный период, government.ru, 25 июля, 2016
- Долгосрочная скидка 99% в пригороде, Ю.З. Саакян, 25 июля, 2016
- Доклад «Мировой опыт организации и финансирования пригородных железнодорожных пассажирских перевозок», 20 апреля, 2016
- "Зайцы" на пригородном транспорте: причины и пути решения, В.Б. Савчук, Российская газета, 6 июля, 2017