Развитие малотоннажных перевозок сборных грузов тесно связано с совершенствованием технологий сервиса. Перевозчики-непрофессионалы уступят место на рынке высокотехнологичным компаниям.
Обмельчали
Присутствие логистических операторов, работающих в сегменте сборных грузов (перевозимых на одном автотранспортном средстве, но предназначенных для разных получателей) будет постоянно расти. Интерес игроков обусловлен активным экономическим ростом российских регионов и развитием крупных ритейловых сетей (Auchan, METRO, IKEA, OBI и др.). Приход крупных международных сетей, для которых требуется выстраивать логистические цепочки, улучшает конъюнктуру рынка. Сети начинают напрямую работать с поставщиками из Европы и Китая, минуя столичных операторов.
Усиливается децентрализация автомобильных перевозок из-за рубежа. В условиях наметившейся тенденции смещения центров распределения импортных грузов из Москвы и СанктПетербурга в другие регионы закономерно повышается спрос на логистические услуги на местах. Логистические компании открывают филиалы в ключевых городах регионов.
Малотоннажный транспорт из стран Европы на Урал и Сибирь используют для оперативной доставки грузов, когда, например, установлена точная дата ввода в эксплуатацию импортного оборудования и сроки доставки в приоритете.
Разовые заказы становятся меньше по объему и тоннажу и в связи с развитием малого бизнеса. Так, если раньше основу перевозок составляли грузы 10-20 тонн объемом 40-86 кубометров, то сегодня это 1,5-3 тонны и 17-22 кубометра (данные на 2007 год – примечание logistics.ru).
В ближайшем будущем тенденция сохранится. Использование автомобилей грузоподъемностью до 3,5 тонны дает больше возможностей для осуществления перевозок по городу, что очень важно для движения грузопотоков крупных торговых фирм.
Экспедиция «до двери»
Возрастание конкуренции между торговыми компаниями аналитики - одна из главных причин быстрого роста в регионах объемов малотоннажных перевозок вообще и сборных грузов в особенности. Возрастает необходимость оперативной доставки товара клиентам. Все больше фирм предлагают доставку груза “до двери”. В дальнейшем это будет основополагающим при выборе партнера. Необходимость сборных грузов увеличивается, предъявляются более жесткие требования к скорости доставки. Кто более мобильно и качественно доставит груз, тому и отдадут предпочтение. В дальнейшем стоимость услуг будет снижаться, а география — расширяться.
Доставка сборных грузов позволяет вывести малотоннажные перевозки на необходимый уровень рентабельности. Доставить небольшой груз, особенно на дальние расстояния, не просто. Все понятно, когда вам необходимо отправить целый автомобиль или вагон. Но когда речь идет о тонне или ста килограммах, возникает резонный вопрос: стоит ли овчинка выделки? Предложение доставки сборных грузов подобные проблемы снимает. Благодаря этой услуге, заказчик за относительно невысокую стоимость может отправить груз в любом объеме и в любой населенный пункт. На сегодняшний день практически все транспортные компании оказывают такую услугу. Безусловно, она будет развиваться, но скорее всего не как отдельный вид бизнеса, а как одна из составляющих логистической цепочки.
Важно не только увеличивать объемы малотоннажных перевозок, но и обеспечивать их качественное развитие. Последнее связано в первую очередь с развитием сервисных функций компаний-грузоперевозчиков. Отмечается все больший спрос не только на доставку товаров, но и на экспедирование (например, поштучный прием товара), а также на складские услуги. При экспедировании цена ошибки достаточно велика, и поэтому для выполнения подобных работ водитель-экспедитор должен обладать определенными компетенциями.
Главные преимущества технологии экспедирования, применяемой сегодня транспортными компаниями в сфере малотоннажных перевозок: четкие сроки, доставка «от двери до двери», вариативность в выборе времени забора-доставки, услуги хранения и обработки груза (упаковка, маркировка). Кроме того, дополнительные сервисные функции, обеспечивающие контроль над каждым грузом на различных этапах его следования. Например, online отслеживание и уведомление о доставке по электронной почте: клиент может зайти на сайт компании-перевозчика, ввести номер накладной и получить подробный отчет о состоянии передвижения груза на данный момент.
Доставка по принципу “от двери до двери”, пожалуй, единственный сервис, наиболее широко применяемый логистическими компаниями. Широкое применение получит слежение за маршрутом движения груза, в частности, на основе применения спутниковой технологии “ГЛОНАСС”. С сервисом хранения и обработки груза ситуация постепенно меняется: идет строительство новых складских терминалов, автоматизируется производства на действующих складах.
Быстрее, еще быстрее
Отмечается постепенное сближение сегмента малотоннажных перевозок сборных грузов с экспресс-доставкой. Эту область пересечения сегментов можно назвать экспресс-экспедированием. Это означает возможность перевозить посылки и грузы различных весовых категорий и габаритов со всеми атрибутами экспресс-доставки.
Малотоннажные перевозки осуществляются по технологии «склад — склад» (отправитель доставляет груз до склада перевозчика, а получатель забирает его самостоятельно) либо «от двери до двери» (груз доставляют непосредственно от отправителя получателю). Вторая услуга удобнее.
Экспресс-доставка — одна из форм доставки сборных грузов. Эти услуги дополняют друг друга, предлагая комплекс логистических решений. В последнее время заказчики чаще обращаются в компании, предлагающие услуги в комплексе.
Сближение сегментов сборных грузов и экспресс-доставки заключается в том, что клиент, заказывающий перевозку груза любого веса и (или) объема, хотел бы провести ее в кратчайшие сроки, и это заставляет организовывать работу складов логистических терминалов при обработке сборных грузов с максимальной производительностью.
Решения, основанные на технологии экспресс-экспедирования, становятся все более востребованными, поскольку это означает возможность доставки точно в срок, полную прозрачность информации о статусе доставки, а следовательно — оптимизацию цепи поставок, экономию на складских затратах и, как следствие, более эффективную дистрибуцию и снижение доли логистических затрат в конечной цене продукции. По мере насыщения потребительских рынков эти аспекты становятся все более важными для эффективной конкуренции. Это значит, что потребности в решениях экспресс-экспедирования, напрямую влияя на факторы конкурентоспособности, будут в дальнейшем возрастать. Именно за такими решениями — будущее логистики в аспекте транспортировки.
Впрочем, сегменты сборных грузов и экспресс-доставки смогут сближаться лишь до определенного предела, связанного, прежде всего, с массой груза. Поэтому транспортные компании, занимающиеся перевозками сборных грузов, не будут конкурентами экспресс-почте в тех случаях, если речь идет о грузе до 10 кг. К тому же часто экспресс-почта включает в стоимость доставки все таможенные процедуры, груз довозится прямо до офиса получателя быстро и недорого. Но когда масса или размеры груза превышают определенный предел, то все преимущества экспресс-доставки — скорость и относительная дешевизна — перекрываются большой стоимостью услуг. И здесь отделы сборных грузов транспортных компаний предложат более интересные для клиента логистические схемы.
Ырысбек Ташбаев Logistics.ru
Статья подготовлена на основе материалов публикации на сайте expert.ru