НаVII-й ежегодной конференция «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», проходившей в Москве, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил результаты расчетов развития частных перевозчиков на сети железных дорог общего пользования.
С соответствующим докладом выступил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
В рамках доклада он отметил, что результаты расчетов получены с помощью разработанной в Институте экономико-математической модели прогнозирования последствий развития частных перевозчиковна сети железных дорог общего пользования. В рамках расчётов было проанализировано одно из направлений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года. По результатам моделирования выявлено более 180 маршрутов на которых выполняется 20% погрузки и 14% грузооборота сети железных дорог РФ.
Появление частных перевозчиков может привести, в конечном итоге, к дефициту средств в инвестиционной программе общесетевого перевозчика и владельца инфраструктуры в размере более 80 млрд. руб. ежегодно. Прогнозируемые потери существенно сократят возможности ОАО "РЖД" по перекрестному субсидированию перевозок различных классов грузов, обновлению основных производственных фондов, ликвидации инфраструктурных ограничений на сети и т.д.
В целях сохранения устойчивости работы железнодорожного транспорта и его доступности для клиентов, потерянные средства необходимо будет возместить либо путем выделения ежегодной дополнительной государственной поддержки, либо дополнительной индексацией тарифов для грузовладельцев. В случае принятия решения о необходимости компенсации финансовых потерь за счёт пользователей услуг дополнительная индексация тарифов на услуги по использованию инфраструктуры и перевозку грузов может составить 7,6%.
Докладчик отметил, что выбранные маршруты гарантируют ежегодную прибыль частным перевозчикам в размере не менее 89 млрд.руб. При этом финансовое положение остальных участников рынка грузовых перевозок ухудшится. В частности, расходы грузовладельцев увеличатся на 6,9 млрд руб. Так же в докладе было отмечено, что выход на рынок частных перевозчиков снизит общие закупки локомотивов в отрасли за счёт возникновения дополнительного дефицита инвестиционных ресурсов в обновление парка у общесетевого перевозчика. В результате перераспределения прибыли в пользу новых игроков их благосостояние будет оплачено пользователями услуг.
Принимая решение о целесообразности дальнейшего развития института частных перевозчиков, необходимо определить источник для покрытия возникающего дефицита инвестиционных ресурсов на поддержание инфраструктуры и пополнение локомотивного парка у общесетевого публичного перевозчика. При этом необходимо учесть тот факт, что любой способ восполнения финансовых потерь приведет к росту финансовой нагрузки: либо на государственный бюджет, либо на грузовладельца.
По оценкам ИПЕМ возможные положительные эффекты носят вероятностный характер, в то время как наступление негативных последствий практически неизбежно.
Сам доклад Владимира Савчука размещен в открытом доступе на сайте Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Ссылка.