
Иван Головко, менеджер по международным перевозкам FM Logistic.
Сайт Министерства транспорта РФ сообщил о достижении договоренностей между делегациями Министерств транспорта Российской Федерации и Финляндской Республики. Теперь для финляндских и российских перевозчиков должны действовать одинаковые требования по допустимым весовым параметрам транспортных средств в размере 44 тонны.
В международных перевозках система разрешений на проезд по территории является широко распространенной, но не единственной практикой международного взаимодействия. Сама по себе система создана для квотирования количества въезжающих транспортных средств и соответственно количества перемещаемого груза.
В рамках двухсторонних соглашений, во многих случаях эта система не применяется: так, например, в Европейском Союзе, в рамках общего экономического пространства разрешения для стандартных перевозок (между странами ЕС) не требуются. У России со странами СНГ\ЕврАзЭС также есть аналогичные соглашения: для перемещения товаров между странами СНГ\ЕврАзЭС (стандартным автотранспортом) разрешения не нужны. Таким образом в РФ, регламентированным системой дозволов (разрешений) остается перевозка грузов в\из третьих стран, транзитные перевозки, а также перевозка грузов перевозчиками из третьих стран.
В целом отмена системы разрешений ведет к гармонизации рынка и создании равных прозрачных условий для всех игроков, исчезновение протекционизма. В случае с Финляндией, отмена разрешений является взаимовыгодной и логичной мерой. Во-первых, с Финляндией нас связывает непосредственная граница, что означает отсутствие стран-транзитеров, которые потенциально могли бы создать риски \ возражать против отмены разрешений (или пытаться квотировать перемещение транспорта (как это было с Польшей); Во-вторых, увеличится общий объем трафика. Сейчас 70% перевозок на направлении осуществляют российские перевозчики, 30% - финские. При отмене разрешений произойдет 2 вещи: 1) Финским перевозчикам будет проще въезжать в РФ, что несомненно отразится на стоимости таких перевозок - не будем забывать что стоимость заемных средств (а значит и основных фондов) в ЕС намного ниже чем в РФ, а значит увеличится парк на финских автономерах; Российские перевозчики получат доступ к финским грузам - и конкуренция усилится 2) При снижении ставок на рынке, порт Котка, как перевалочный порт станет интересен нашим импортерам\экспортерам. – в результате, в первую очередь выиграет клиент!