В 2015 году рынок автомобильных грузоперевозок на направлении ЕС-Казахстан составил 540 тыс. тонн грузов (здесь и далее – по данным Eurostat). В первом полугодии 2016 из стран Евросоюза в Казахстан на автомобильном транспорте было доставлено 273 тыс. тонн грузов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сокращение составило 9,4%
¾ грузов на автотранспорте из ЕС в Казахстан в 2016 году идут из «первой пятерки» стран - Польши, Германии, Литвы, Нидерландов, Италии.
За январь-июнь 2016 года около четверти всех грузов (67,9 тыс. т) составили фрукты. Далее в рейтинге импортируемых грузов стоят: промышленное оборудование (28,9 тыс. т); изделия из железа и стали (23,3 тыс. т); различная продукция химической промышленности (12,9 тыс. т); растения, цветы (12,1 тыс. т); пластмасса и изделия из нее (12 тыс. т); автотранспорт и запасти (9 тыс. т); изделия из керамики (7 тыс. т).
Рынок грузоперевозок ЕС-Казахстан на автотранспорте, тонн
2015 1 полугодие 2016 ЕС, всего 540036 273120 Польша 115303 69545 Германия 113066 44919 Литва 82675 34146 Нидерланды 39176 29127 Италия 48513 25176 Франция 21971 11513 Бельгия 20657 10276 Латвия 5919 7187 Словения 4655 7033 Австрия 20593 6998 Испания 13140 4570 Чехия 13195 4514 Великобритания 6343 3014 Венгрия 4298 2853 Финляндия 5487 2408 Румыния 6428 1928 Эстония 3030 1901 Швеция 3071 1473 Греция 2086 1069 Словакия 3860 978 Ирландия 1471 726 Дания 1908 704 Болгария 2202 652 Люксембург 97 266 Хорватия 804 100 Португалия 88 44По железной дороге из Евросоюза в Казахстан в 2015 году перевезено 251 тыс. тонн грузов. В первом полугодии 2016 года объем перевозок составил 95 тыс. т.
В Топ-5 стран ЕС, экспортирующих в Казахстан грузы по железной дороге, входят Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Германия. Из них совокупно доставляется более 2/3 железнодорожных грузов из ЕС.
Почти четверть объема импорта по железной дороге из ЕС в Казахстан в 2016 году составляет сахар (22 тыс. т). Далее наибольший вклад в общий объем железнодорожного грузового трафика вносят такие виды грузов, как: бумага, картон и изделия из них (8,6 тыс. т); дерево и изделия из дерева (6,5, тыс. т); различная химическая продукция (4,8 тыс. т); минеральное топливо и масла (4,5, тыс. т); неорганическая химия (4,2 тыс. т).
Рынок грузоперевозок ЕС-Казахстан на ж/д транспорте, тонн
2015 1 полугодие 2016 ЕС, всего 250834 94608 Финляндия 45990 21322 Польша 54411 19485 Румыния 10469 13326 Литва 41653 11460 Германия 17316 7089 Латвия 26346 5086 Чехия 15521 4755 Эстония 2743 2323 Австрия 7480 2272 Италия 3145 1730 Бельгия 2267 1584 Венгрия 12717 1561 Люксембург 4113 837 Швеция 68 533 Нидерланды 3782 529 Словакия 2111 521 Болгария 128 101 Словения 284 62 Дания 31 22 Греция 19 8 Великобритания 10 2 Франция 26 0 Испания 193 0 Хорватия 11 0
На фоне действующих ограничений на транзит грузов через Россию с территории Украины в Казахстан, доставка грузов из ЕС в Казахстан на автотранспорте в 2016 году устойчиво переориентировалась на маршруты следования через Беларусь.
С первом полугодии 2016 года все грузы, доставляемые авто и ж/д транспортом с территории Украины в Казахстан, должны были въезжать на территории России только через Беларусь. На текущий момент, с 1 июля, действует запрет на ввоз с Украины в Казахстан транзитом через территорию России санкционной продукции, а также товаров, ввозная таможенная пошлина которых выше нуля. Действие временного запрета распространяется и на украинские товары, и на перевозки из третьих стран.
Таким образом, логистическим операторам, на фоне нестабильных российско-украинских отношений и постоянных изменений условий транзита грузов по российской территории из Украины в Казахстан, спокойнее строить другие маршруты доставки.