Людмила Симонова: «Реальная ситуация несколько хуже, чем показывает официальная статистика по грузоперевозкам».
Больше сотни профессионалов транспортной отрасли принимают сегодня участие в XII Международном транспортном форуме «ЮгТранс» в Геленджике (Кемпински Гранд Отель).
С приветственным словом на форуме выступил господин Фрагискос Костелленос, Генеральный Консул Республики Греция в г. Новороссийск.
Господин Консул отметил: «Грузоперевозки из портов Новороссийска и России идут 2,5 тысячи лет, это уже наших генах. Каждый день примерно 3 корабля под греческим флагом находятся на территории Новороссийска. В последующие годы мы будем наблюдать объединение разных видов транспорта, внедрение новых технологий. Все это будет помогать в развитии инфраструктуры и увеличении грузооборота в портах. Международные перевозки, конечно же, будут развиваться, ведь мы уже так давно работаем вместе и будем сотрудничать с вами и дальше».
С первых часов на площадке форума развернулась оживленная дискуссия вокруг проблем, с которыми имеет дело транспортно-логистический комплекс страны и региона.
Модератор и один из спикеров пленарной сессии «ЮгТранса-2016» - Людмила Симонова, к.э.н., партнер M.A.Research, заместитель председателя Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ выразила подозрение, что реальная ситуация несколько хуже, чем показывают цифры. Особенно это касается автомобильных международных перевозок, отметила эксперт. Автомобильный транспорт – вся система поставок из Европы - практически развалилась из-за санкций и рецессии. Безусловно, «есть факторы, которые вселяют некоторый оптимизм. Прежде всего, это обороты портов, они показывают рост, несмотря на резкое снижение контейнерных потоков. Но мы видим, что растет экспорт, и здесь конечно оказывает влияние девальвация рубля. На 2016 год большинство экспертов тоже предполагают, что рост экспорта усилится, поскольку эффект девальвации будет действовать еще на протяжении всего текущего года».
Директор по проектам и развитию ПАО «НМТП» Александр Халезин в своем докладе подтвердил эту тенденцию, отметив, что в долгосрочной перспективе ожидается падение объемов перевалки нефти за счет перераспределения на избыточные портовые мощности, ухода части экспорта нефти в трубу, а также на внутренний рынок переработки. В связи с чем, вырастет объем экспорта нефтепродуктов.
В дискуссию вступил генеральный директор порта Усть-Луга Михаил Таланенко, отметив, что перераспределение грузопотоков отмечается и в порту Санкт-Петербурга. «Могу отметить, что конкуренция идет между теми компаниями, что прикреплены к Большому порту. В Усть-Луге же такой конкуренции нет. Порт строился, чтобы вернуть в Россию транзитные грузы из Прибалтики. И рост порта на 16% говорит о том, что грузы из Балтики переориентируются на Россию. Это происходит, в том числе, за счет применения современных технологий. По итогам 2015 года порт Усть-Луга вышел на 16 место в Европе. Я думаю, что и за 2016 год мы превысим все объемы, так как потенциал грузооборота по Балтике через Усть-Лугу очень большой».
На юге же предстоит расшивать узкие места на железной дороге. Сейчас в порты региона железной дорогой доставляется 68,6 млн.тонн грузов. Для обеспечения перспективы подвоза грузов к портам РЖД планируется комплексная реконструкция многих объектов транспортной инфраструктуры на полигоне СКЖД, в их числе: Котельниково–Тихорецкая, Кореновск –Тимашевская и т.д. В числе приоритетных проектов развития самой Группы господин Халезин назвал: реконструкцию специализированного терминального комплекса перевалки зерна АО «НЗТ» и Пристани №3 ПАО «НМТП» для приёма грузопотоков от АО «НЗТ» и ПАО «НКХП», реконструкцию специализированных контейнерных терминалов АО «НЛЭ» и ПАО «НМТП», др.
Общий объем планируемого финансирования по проекту создания сухогрузного района морского порта Тамань составит не менее 228 млрд р., из них федеральные средства 117.
В пленарной сессии: «Точка притяжения – Азово-Черноморский регион» выступил уже и Дамир Нестеров, заместитель начальника отдела транспортной политики Евразийской экономической комиссии с докладом «Евразийский экономический союз: основные направления интеграции в сфере транспорта». Участники поделились своим непростым опытом согласований, заминок и проблем на пути этой интеграции.
Две последующие секции будут посвящены узкоотраслевым вопросам – развитию портов и железных дорог.
Напомним, «ЮгТранс-2016» проводится при официальной поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
В обсуждении принимают участие руководители крупнейших российских и зарубежных компаний, представители государственных структур: ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря», ЛУКОЙЛ-Черноморье, ДелоПортс, Jan De Nul NV, «Газпром нефть», MSC Rus, «БАЛТИКА-ТРАНС», «Конекрейнс», «Европак-Юг», «Международная зерновая компания», УК «Кузбассразрезуголь», УК «Мечел-Транс», Van Oord Dredging and Marine contractors B.V., ПАО «Совфрахт», ООО «Уральские локомотивы», «ПУЛ транс», «Мордрага», УК «Содружество», «Управление транспортными активами», МТП Усть-Луга, ПАО АНК «Башнефть», «Морской торговый порт «Лавна», «Тольяттиазот», Азово-Черноморский бассейновый филиал Росморпорта, ОАО «Ейский морской порт», ОАО «Ростовский порт» и многие другие.