Грузовладельцы могут отказаться от автоперевозок и уйти к железнодорожникам из-за введения платы за использование федеральных автодорог.
Масштабные перемены грядут в логистике перевозок. В России федеральные трассы стали платными для грузовых автомобилей. Информацию о введении тарифа за проезд на международной выставке TRANS URAL в Екатеринбурге подтвердил специалист по экономической политике из аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО Сергей Вдовин.
Норма вступила в силу 15 ноября 2015 года. Следуя инициативе, плата взимается в счет возмещения вреда, наносимого дорогам, с грузовиков с массой более 12 тонн. До марта 2016 года с машин будут собирать по 1,53 рубля за километр пути. Затем цена повысится до 3,06 рубля.
Многие эксперты уверены, что страна не готова к таким изменениям. Так, управляющий контейнерным терминалом «C.I.T.» (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерий Денисов заявил, что после того, как закон вступит в силу, автоперевозчики поднимут свои тарифы. Это отразится на грузовладельцах.
«Я думаю, автопредприятия повысят тарифы. Произойдет это не сразу, в борьбе за клиента в первое время автоперевозчики будут брать на себя возросшую стоимость грузоперевозок, но потом цены все равно начнут расти. Тогда железнодорожные контейнерные перевозки на маршрутах до 2000 километров станут более выгодными для грузоотправителей», — сказал Валерий Денисов.
Аналогичной точки зрения придерживается и независимый эксперт Александр Трахтенберг. Он добавил, что железная дорога должна подготовить свою инфраструктуру к потоку грузов, который может значительно возрасти в будущем:
«Есть откровенно автомобильные грузы, а есть конкретно железнодорожные: нефть, уголь, зерно. Есть еще пограничные грузы: бытовая техника, различное оборудование, часть продовольственных и непродовольственных товаров. Вот как раз они могут перейти с автомобилей на железную дорогу».
Эксперты ожидают, что с началом взимания платы за пользование федеральными трассами, резко снизятся доходы автоперевозчиков. Советник президента Уральской торгово-промышленной палаты Павел Воротков считает, что вслед за автоперевозчиками пострадает и бюджет региона. Ведь после падения доходов сократятся отчисления по налогу на прибыль. Более того, часть компаний попытаются обойти закон.
«Те компании, у кого вообще не будет денег, чтобы платить, перестанут ездить по федеральным дорогам. Возьмут старые КАМАЗы и поедут по грунтовой дороге через лес, периодически выезжая на региональные и муниципальные дороги, которые будут разрушаться от этого», — предположил Павел Воротков.
Участники рынка согласны с экспертами. Генеральный директор автотранспортного предприятия «Лорри» Юрий Ступак заявил, что автоперевозчикам не хватит оборотных средств, чтобы платить за использование дорог. Ведь рассчитаться нужно сегодня, а деньги за осуществление перевозок компании получат только через месяц.
Против введения платы за проезд по федеральным дорогам выступили и сами автопредприятия – 11 ноября по всей стране прошла массовая забастовка дальнобойщиков. Они считают неприемлемой плату ни в размере 3,06 рубля, ни в размере 1,53 рубля.
Между тем, в правительстве обсуждается возможность внесения поправок в нормативные акты, благодаря которым власти субъектов РФ также смогут взимать плату с грузовиков свыше 12 тонн за использование региональных и муниципальных дорог.