По оценкам ИПЕМ, в результате сокращения закупок локомотивов ОАО «РЖД» по сравнению с 2013-м годом бюджет потерял 15 млрд рублей налогов, а также было сокращено около 3 400 рабочих мест.
Определение ключевых критериев эффективного использования тяги позволит ОАО «РЖД» более эффективно формировать долгосрочную инвестиционную программу обновления парка локомотивов.
Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян принял участие в круглом столе «Экономика локомотивостроения в условиях низкого рынка: на что сделать ставку производителю?» в рамках V международного железнодорожного салона техники и технологий EXPO 1520.
Юрий Саакян в начале выступления отметил, что размеры заказов на продукцию отечественного локомотивостроения зависят от размеров инвестиционной программы ОАО «РЖД». При этом, как указал гендиректор ИПЕМ, в текущих экономических условия поддержание необходимого уровня обновления локомотивного парка ОАО «РЖД» собственными силами без государственной поддержки является невозможным.
Юрий Саакян указал, что сокращение инвестпрограммы ОАО «РЖД» несет негативный эффект не только для предприятий, но и для экономики в целом. Так, сокращение в этом году размеров инвестиционной программы компании в части закупок локомотивов на 28% (23 млрд рублей) по сравнению с 2013 годом уже привело к уменьшению налоговых выплат в консолидированный бюджет на 44% (15 млрд рублей, из них 11,4 млрд – в федеральный бюджет) и снижению занятости в сфере локомотивостроения на 9,6% (3,4 тыс. человек).
Гендиректор ИПЕМ отметил, что повышению эффективности закупок локомотивов будет способствовать определение перечня ключевых экономических, технических и эксплуатационных критериев, на основании которых ОАО «РЖД» будет формировать долгосрочную инвестиционную программу обновления парка тягового подвижного состава в рамках проведения конкурсных процедур. «Такой подход позволит определить, нужен ли для конкретной задачи дорогой подвижной состав с высокими эксплуатационными характеристиками или возможно будет обойтись более простой и доступной моделью локомотива», - резюмировал эксперт.