Анализ состояния и перспектив перевозок щебня железнодорожным транспортом был представлен заместителем генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимиром Савчуком на заседании круглого стола «Перевозки нерудных строительных материалов: совершенствование рыночных связей в цепочке поставщик-заказчик».
По мнению эксперта, наблюдавшийся в 2016 г. рост погрузки щебня на железнодорожном транспорте по отношению к 2015 г. был обусловлен низкой базой 2015 г. и переключением части грузоотправителей с автомобильного транспорта. При этом восстановить объемы погрузки щебня 2014 г. в 2016-м г. железнодорожному транспорту не удалось.
Тем не менее, отметил докладчик, отрасли удалось переломить ситуацию и выйти на рост показателей. В период 2014-2016 гг. темпы сокращения объема погрузки щебня на железнодорожном транспорте были ниже темпов сокращения объема производства щебня, что способствовало сохранению 1,2 млрд руб. в отрасли. Также благодаря этому к 2016 г. динамика коэффициента перевозимости щебня железнодорожным транспортом сменилась на положительную и показатель увеличился до 0,53. Одними из факторов роста коэффициента стали введение платы за проезд грузовиков по федеральным трассам и усиление контроля за нагрузкой на ось грузовых автомобилей.
В динамике расходов грузоотправителей по оплате услуг ОАО «РЖД» при перевозках щебня эксперт ИПЕМ отметил тренд на замедление темпов роста.
В то же время расходы грузоотправителей по оплате услуг операторов показали практически двукратный рост во второй половине 2016 – начале 2017 гг. Ставки предоставления полувагонов в январе 2017 г. достигли уровня 950 руб./сут., что было обусловлено сокращением парка и появлением локального дефицита вагонов.
Парк полувагонов на сети ОАО «РЖД» в январе 2017 г. относительно пикового 2014 г. снизился на 87 тыс. ед. (-15,5%) и составил 476 тыс. ед.
В ближайшей перспективе прогнозируется дальнейший рост ставок предоставления полувагонов и доли данной составляющей в структуре расходов грузоотправителей.
Что касается импортных перевозок щебня железнодорожным транспортом в 2015-2016 гг., то введение лицензирования импорта щебня из стран, не являющихся членами ЕАЭС, привело к резкому падению объема импорта щебня и его доли в общем объеме перевозок щебня железнодорожным транспортом в сентябре 2015 г.
Однако, уже к ноябрю 2016 г. доля импорта в общем объеме перевозок щебня железнодорожным транспортом достигла фактически уровня перед вводом лицензирования. Восстановление показателя связано с наращиванием объема импорта дешевого белорусско-украинского щебня, вытесняющего щебень российского производства.