Экспертное мнение
С 2012 г. наблюдается тенденция к снижению объемов перевозок нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, которая может быть усилена в ближайшей перспективе. Кроме того, происходят значительные изменения в самой структуре перевозки, что во многом связано с возросшей конкуренцией со стороны альтернативных видов транспорта: трубопроводного, внутреннего водного и автомобильного.
Нефть и нефтепродукты являются одним из основных высокодоходных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. В 2014 г. объём перевозки нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте составил 272,7 млн тонн, или 19,8% от общего объёма перевозок грузов.
По итогам 6 месяцев текущего года объём перевозки нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте составил 133,7 млн тонн, что на 2,6% ниже аналогичного периода прошлого года. Во внутреннем сообщении объём перевозки снизился на 2,3%, объём экспортных перевозок практически повторяет аналогичный период прошлого года (+0,2%). Наиболее значительное снижение произошло при импортных и транзитных перевозках (-33,5%).
В общей структуре перевозок в период с января по июнь 2015 г. доля нефти и нефтепродуктов выросла на 0,36% и составила 20,8%. При этом в структуре перевозки сырая нефть составляет незначительную часть (10,7%), а большая часть приходится на нефтепродукты. Необходимо отметить, что объём перевозки нефти по итогам первого полугодия текущего года на 13,3% ниже уровня прошлого года.
Объём перевозки нефтепродуктов за аналогичный период на 1,1 % ниже уровня прошлого года. В структуре перевозки нефтепродуктов основную долю составляют бензин, мазут и дизельное топливо. Объём перевозки бензина по итогам первого полугодия 2015 г. составил 23,7 млн тонн, что на 1% ниже уровня прошлого года. Доля бензина в структуре перевозки нефти и нефтепродуктов выросла на 0,28% до 17,7%. Объём перевозки мазута снизился на 6,6%, в результате чего его доля просела на 1,1% до 25,4%.
Таким образом, объёмы перевозки нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте снижаются с 2012 г. При этом в самой структуре перевозки происходят значительные изменения, что во многом связано с возросшей конкуренцией со стороны альтернативных видов транспорта: трубопроводного, внутреннего водного и автомобильного.
Например, Хабаровский нефтеперерабатывающий завод для перевозки своей продукции в порт Ванино начал использовать внутренний водный транспорт, несмотря на возросшую протяженность маршрута (в несколько раз) и наличие мелководья, из-за чего используются преимущественно суда малого водоизмещения. Переход грузов на водный транспорт мог бы произойти и в больших объёмах. Однако, в 2015 г. отмечается аномальная маловодность Верхне-Волжских водохранилищ и Волго-Донского водного пути.
Кроме того, в настоящий момент активно развивается трубопроводный транспорт, с помощью которого начинают транспортировать уже не только сырую нефть, но и высококачественные низкосернистые нефтепродукты. Активно наращивает свои мощности АО «АК «Транснефтепродукт». ПАО «Сибур холдинг» недавно завершил строительство трубопровода для перекачки СУГ, в результате чего с железнодорожного транспорта переключилось около 4 млн тонн. После завершения строительства трубопровода в Новороссийск, железнодорожный транспорт также потеряет не один миллион тонн.
К причинам перехода грузов на альтернативные виды транспорта можно отнести много факторов: стоимость перевозки, скорость и надёжность доставки, простота оформления перевозочных документов и пр. Кроме того, в некоторых случаях железнодорожный транспорт просто не в состоянии осуществить необходимую перевозку, вследствие чего грузоотправитель вынужден искать другие способы транспортировки своего груза. С такими проблемами уже столкнулись ПАО «Сибур холдинг» (потеря около 20 млн тонн) и ОАО «Новатэк».
Таким образом, тенденция к снижению объёмов перевозок нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте в ближайшие годы сохранится и, возможно, будет усиливаться.
Александр Слободяник,
ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок,
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)