Начальник Приволжской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Денисенко:
- При наличии финансовых ресурсов реально создание любой компании, в том числе компании «полного цикла» и государственно-частного партнерства. Правительство Саратовской области предлагает отказаться от уже имеющегося подвижного состава, моторвагонного депо и готовых специалистов по ремонту, обслуживанию подвижного состава Приволжской магистрали для того, чтобы минимизировать участие компании РЖД в государственном заказе региона на транспортное обслуживание населения пригородным железнодорожным транспортом. И создать своего перевозчика на принципах государственно-частного партнерства.
Однако для реализации такого проекта потребуется миллиарды рублей. Необходимо будет найти инвесторов, готовых закупить подвижной состав в достаточном количестве. К примеру, для графика движения заказанного министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с 1 января 2015 года необходимо не менее 15 электропоездов и 4 рельсовых автобуса. Потребность в инвестициях составит более 5 млрд. рублей.
Так же найти поставщика подвижного состава, построить депо для обслуживания и ремонта электропоездов, обучить персонал и др. Одним словом, руководство области, не имея должного опыта, предлагает создать на пустом месте производство и технологию, которые отрабатывались железнодорожниками не одно десятилетие. И при этом рассчитывают сократить до минимума бюджетные расходы области, сохранив объемы перевозок, безопасность и качество обслуживания пассажиров.
Мы неоднократно предлагали областному правительству наделить ОАО «СППК» имуществом на основании существующего законодательства – это будет намного дешевле, чем вновь создавать компанию. Однако ответ был отрицательным.
Но нельзя забывать и о том, что договор по предоставлению инфраструктуры по-прежнему будет заключаться с ОАО «РЖД». Стоимость данной услуги определяет Правительство Российской Федерации, а её доля, в общих затратах перевозчика, составляет примерно 9%.
Спрашивается, а будет ли данная затея с созданием частно-государственного партнерства выгодна для области? Ведь ОАО «РЖД», как естественная монополия, использует эффект масштаба для минимизации условно постоянных расходов (содержание производственных помещений, коммунальные платежи, электроэнергию и т.д.), возникающих при производстве единицы продукции или услуги. За последние 3 года рост стоимости услуг по ремонту, управлению и эксплуатации подвижного состава на полигоне Приволжской железной дороги в среднем составил 10-11% ежегодно.
Безусловно, организация транспортного обслуживания населения по федеральному законодательству является полномочиями региональных органов власти, и только они будут решать какой, перевозчик будет выполнять их государственный заказ. Российские железные дороги готовы к дальнейшему сотрудничеству на благо жителей Саратовской области.
Справочно: Правительством Российской Федерации с 2015 года увеличен размер льготной ставки на инфраструктуру с 1% до 25%.