Продлить маршруты поставки российских экспортных товаров из промышленных регионов Татарстана, Башкирии, Самарской и Нижегородской областей - такую задачу обсудили международный паромный оператор Stena Line и крупнейший российский железнодорожный оператор Трансконтейнер за круглым столом для промышленников и транспортников, который прошел в Казани 9 декабря.
На встрече рассмотрено несколько альтернативных моделей перевозок для такого распространенного маршрута, как Россия--Европа, которые позволяют добиться радикального снижения расходов на логистику. Stena Line готова в сотрудничестве с промышленными заказчиками и транспортниками России протестировать эти модели в реальном режиме. О том, что это работает, говорит налаженный совместный маршрут Stena Line и TransContainer для перевозок сырья из Гетеборга (Швеция) заводу Tarkett (Новоотрадный, Самара). После трехмесячного тестирования этот железнодорожно-паромный маршрут стал линейным и обеспечивает регулярную и точную поставку с минимальным транзитным временем 14 дней.
Айвар Тауриньш, региональный директор Stena Line по России, СНГ и Прибалтике: «Опыт показывает, что выигрыш от внедрения новых технологий в логистике в первую очередь получает промышленный сектор, который как никогда остро нуждается сейчас в высвобождении ресурсов. Татарстан, Башкортостан, Нижний Новгород и Самара -- лидирующие промышленные регионы России, которые занимаются инновациями последовательно и результативно. Об этом говорит, в частности, традиция проведения конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Символично, что наш первый визит в Казань совпал с этим знаковым мероприятием».
Круглый стол транспортников прошел под эгидой Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, которая пригласила к обмену мнениями руководителей, директоров по маркетингу и логистике таких индустриальных гигантов, как Казаньоргсинтез, Зеленодольский завод им. Горького, логистические компании «Корпорация экспорта РТ», «СТС Логистикс», «Ай Ти Транс», группа компаний «Райдэн».
Конечно, обсуждение экспортных потоков не могло обойти такую тему, как санкции. Заместитель директора филиала ПАО ТрансКонтейнер на Горьковской железной дороге, начальник агентства на станции Лагерная (г. Казань) Сергей Кузнецов отмечает, что статистика обработки грузов показывает изменение соотношения ввоза-вывоза в пользу экспорта из России, удельный вес которого возрос до примерно 70% в обороте станции. Начальник агентства по станции Нижнекамск Динара Галимова добавляет, что растет интерес российских промышленников к использованию таких современных видов подвижного состава, как флекси-танки, позволяющие отправить продукцию заказчику «до двери» без перетарки и других дорогостоящих операций.
В этом ключе широкие возможности предоставляет маршрутная сеть Stena Line, охватывающая такие хабы европейской логистики, как Гамбург (Германия), Роттердам (Голландия), Киллингхольм (Великобритания), и опирающаяся на проверенных партнеров в Европе, способных обеспечить как доставку клиенту, так и перевалку контейнеров на океанские линии для отправки в Южную и Северную Америку, Африку, страны Юго-Восточной Азии. Стыковочными узлами для таких интермодальных маршрутов являются порты Лиепая, Вентспилс (Латвия), Палдиски (Эстония), Турку (Финляндия), являющиеся альтернативой для традиционного для России экспортного железнодорожного направления на Санкт-Петербург. Как показывает опыт, скорость обработки грузов в этих портах намного выше, а цена услуг значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге.
За круглым столом также активно обсуждалось сравнение привычной для экспортеров доставки автотранспортом и контейнерной отправки (либо использования челночной технологии, когда тягач используется для доставки полуприцепа до порта, а далее груз доставляется по сети Stena Line и ее партнерских компаний до любой точки в Европе в сроки, сопоставимые с автомобильной доставкой). Региональный директор Stena Line по России, СНГ и Прибалтике Айвар Тауриньш отмечает, что такая модель особенно выгодна для тяжеловесных грузов, которые не позволяют использовать весь объем кузова автомобиля (древесно-стружечные плиты, металлические изделия, плитка, керамика и т.д.) и он на две трети везет воздух, рискуя еще и попасть под штрафы из-за превышения нормативной нагрузки на ось.
При использовании челночной технологии один тягач перевозит в 2-3 раза больше груза, снижается амортизационная нагрузка на единицу перевезенного груза и себестоимость. Соответственно, возрастает норма прибыли перевозчика и снижаются логистические расходы грузоотправителя. Кроме того, для коротких перевозок к месту сдачи груза в Прибалтике водителям не нужно владеть иностранными языками (в Прибалтике все говорят по-русски), -- снижаются квалификационные требования к водителям и увеличивается возможность выбора кадров. А командировочные для водителей и расходы на сопровождение груза в ЕС снижаются до минимума, так как от границы России до портов Прибалтики -- 600-800 км.
За челночной доставкой будущее, уверен Айвар Тауриньш. Однако контейнерная доставка -- это стандартный сервис тандема Stena Line -- ТрансКонтейнер. Прямое сравнение автомобильного и контейнерного фрахта при доставке массивных грузов показывает преимущества «безлюдной» технологии: если автомобильный фрахт от Италии до Казани обойдется примерно в 4000 евро, то доставка контейнера с таким же грузом -- только в 2600-2700 евро.