Эту возможность обсуждали на 3-йвстрече министров транспорта ASEM организаторы контейнерного экспресса «Чуньцин—Дуйсбург» и паромная компания Stena Line
Паромные перевозки являются единственной альтернативой для доставки высокотехнологичных товаров в Скандинавию и конкурентоспособным путем в Западную и Центральную Европу из Китая и Юго-Восточной Азии контейнерными поездами, отметил на встрече председатель правления балтийского представительства международной паромной компании Stena Line Тони Михаэльсен. Руководитель железнодорожного порта Дуйсбург Эрих Стааке и член правления восточного региона DB Schenker Rail Ханс-Георг Вернер указали, что паромная стыковка через порты широкой колеи Лиепая, Вентспилс (Латвия) и Травемюнде (Германия) поможет сократить время доставки товаров из Китая с 16-17 до 14-15 дней.
Дискуссия о будущем скоростных наземных перевозок была организована в рамках программы президентства Латвии в ЕС. Наряду со встречей министров в Риге состоялась широкая профессиональная дискуссия по транспорту, в которой участвовали вице-президент РЖД Вадим Морозов, вице-президент ОТЛК Ерхан Искалиев, член правления восточного региона DB Schenker Rail Ханс-Георг Вернер, президент Порта Дуйсбург Эрих Стааке, генеральный директор Логистического офиса Чэнду Чэнь Чжунвей.
В центре внимания был железнодорожный маршрут из Китая в Западную Европу, который по скорости доставки предоставляет экспортерам значительные преимущества по сравнению с океанским фрахтом, а по цене значительно ниже авиации. Частота контейнерных поездов из Китая в Европу уже достигла 4 в неделю, и их организатор DB Schenker ставит задачу сокращения срока доставки с 16-17 дней до 14-15, а также затрат на перевозку. Именно эти задачи позволяют решить паромные линии Stena Line в портах широкой колеи Лиепая и Вентспилс: они избавляют перевозчиков от затрат времени на смену вагонных тележек и разделение поезда (в Европе стандартная длина состава короче, чем на пространстве железнодорожной колеи 1520).
«Это требует уже двух локомотивов, двух локомотивных бригад, времени для переформирования поезда, что увеличивает затраты времени и денег, -- отметил Ханс-Георг Вернер из DB Schenker Rail. – Необходимо работать над упрощением пересечения границ на стыке разной колеи и привлекать партнеров для поиска новых решений».
«Транспортировка через Латвию паромом и далее паромом в Травемюнде могла бы стать альтернативой в системе поставок в Китай и из Китая, -- уверен Эрих Стааке, порт Дуйсбург. -- Важно уменьшить время движения с 16-17 дней до 13-14 дней, но этого можно достичь только совместными усилиями партнеров. Когда мы говорим о дисбалансе экспорта и импорта с Китаем, можно уже начать что-то делать, чтобы его выровнять. Сейчас курсирует 4 поезда в неделю из Китая и только один обратно. Мы начали пилотный проект для решения проблемы пустых контейнеров, для чего также могут пригодиться мультимодальные решения. Важно также развивать южный коридор с Турцией: через Стамбул по суше, через Констанцу по Черному морю и через Измир по Средиземному морю».
По сути, быстрота паромной технологии, когда погрузка-разгрузка осуществляется за 2 часа, позволяет сохранить скорость, которую сегодня обеспечивают железнодорожники России и Казахстана (а это уже 1200 км в сутки, сообщил вице-президент РЖД Вадим Морозов), и реально свести время груза в пути до требуемых 14 дней.
А для Скандинавии это вообще единственная возможность быстрой доставки, отмечает председатель правления балтийского представительства Stena Line Тони Михаэльсен.
«До сих пор Stena Line не была вовлечена в работу контейнерных экспрессов из Китая в Европу, однако мы способны привнести в евроазиатские цепи поставок высокое качество и преимущества отправки по расписанию, которые обеспечивают паромный оператор в партнерстве с наземными операторами как в Европе и Скандинавии, так и в России, Белоруссии и Казахстане.
Как крупнейшая паромная компания северной Европы, Великобритании, Скандинавии и Прибалтики мы связываем острова. И с удовольствием начнем работать в направлении поставок из Юго-Восточной Азии, где до сих пор мы не вели активного маркетинга. Нужно создать концепцию услуг, которые должны быть конкурентоспособны, и делать все возможное, чтобы обеспечить работу по расписанию и терять меньше времени на перегрузку.
И частота перевозок, транзитное время также очень важны».
Тони Михаэльсен напомнил, что Stena Line способна подключиться как к «северному» евроазиатскому железнодорожному маршруту (через Транссиб и БАМ), так и к южному, так как имеет паромную линию на Черном море на Турцию.
Stena Line в настоящее время обеспечивает курсирование паромов в направлении Швеции 8 раз в неделю, Германии -- 6 раз в неделю, Турции – 2 раза в неделю по твердому расписанию. Именно этот фактор специалисты считают важнейшим для включения паромной перевозки в цепи поставок из региона Юго-Восточной Азии в Европу. Время перегрузки контейнеров и других транспортных единиц в порту составляет 2 часа, что значительно превышает показатели фидерных судов short sea.