Международный паромный оператор StenaLine анонсировал в Москве новые логистические решения, позволяющие российским грузоперевозчикам сэкономить до 25% затрат на фрахт. Также компания видит большую перспективу в развитии паромного сообщения на Черном море, особенно в направлении Крыма, где востребованы как грузовое, так и пассажирское направления.
Stena Line – номер один по тоннажу флота в мире -- представила в Москве концепцию расширения бизнеса на Восток, в основе которой лежат эффективные логистические решения для российских грузоперевозчиков . В частности, Stena Line предложила гибкую систему работы, учитывающую интересы бизнеса клиентов, в том числе специальные ставки и возможность кредитования услуг при долговременном сотрудничестве. В активе компании – организация мультимодальных перевозок с использованием автотранспорта и железной дороги, где, в частности, ее партнером выступает «Трансконтейнер». Совместно они создали транспортный продукт, соединяющий Скандинавию с Россией, Казахстаном, Узбекистаном. Это системная инновация, доступная всем игрокам рынка.
Актуальность подобных предложений во многом обусловлена неэффективностью российского логистического рынка. А в транзите через Украину и перевозках в Крым и вовсе критическая ситуация.
«Обстановка в регионе Черного моря нестабильна. Сейчас меняется структура перевозок в направлении Крыма, часть грузопотока, который ранее следовал на порты полуострова с дальнейшим распространением на территорию Украины, переместилась на Одессу, что вызвало прирост перевозок на нашем маршруте «Хайдарпаша—Ильичевск» на 30% только за прошедший месяц. Спада грузопотока в ближайшие месяцы не ожидается, так как преимущественно на этой линии перевозятся фрукты, овощи, товары повседневного спроса, которые потребляются всегда, - отмечает региональный директор Stena Line в России, Прибалтике и СНГ Айвар Тауриньш. - На данный момент крымское направление будет очень перспективным для паромного бизнеса, поскольку круговой маршрут от Турции до Крыма и обратно занимает всего 30 часов, тогда как путь от Хайдарпаши до Ильичевска только в одну сторону -- 24 часа. В структуре грузопотока на Ильичевск только 25% приходится на Украину, еще 25% - на Казахстан, и 50% - на Россию. При этом очевидна тенденция роста: если Stena Line начинала бизнес на Черном море с 11 тысяч грузовых отправок в год (2011), то за два года это количество практически удвоилось, а компания захватила устойчивое лидерство на рынке с долей в 40%.
Мы видим логику в развитии транзитного потенциала Севастополя для паромного сообщения по Черному морю и организации там хаба для консолидации и распределении грузов для России и транзитных перевозок. Для этого в Севастополе необходимо создать новый бизнес по складированию, терминальным операциям, хранению подвижного состава, обслуживанию пассажиров, в связи с чем необходима территория минимум в 20 га. Объем инвестиций в данный проект пока подсчитать трудно, но известно, что обустройство паромного терминала в Клайпеде (Литва) обошлось в 2013 году в сумму свыше 20 млн евро».
По словам Айвара Тауриньша, существующие на Черном море паромные операторы (Stena Line (Швеция—Турция), Ukrferry (Украина), Cerk и Karadeniz (Турция)) могут удовлетворить спрос на перевозки при условии увеличения тоннажа. То есть, необходимы новые суда. Это же относится к парому-мосту между Керчью и Таманью, где также необходима инфраструктура для обслуживания пассажиров, которая в данный момент отсутствует. Новые и перспективные направления бизнеса – это создание логистических центров в Крыму, развитие пассажирского и круизного сообщения, особенно в связи с инициированными масштабными проектами развития курорта и реиндустриализацией Крыма.
Модернизация промышленности России и стран СНГ, по данным Stena Line, уже вызвала изменение структуры грузов: на смену товарам широкого потребления из Китая приходят индустриальные товары, в том числе произведенные на предприятиях постсоветского пространства, завозимые из промышленных регионов Европы и Скандинавии комплектующие, технологии, промышленное оборудование.
«Интермодальные перевозки по маршрутам Евросоюза ежегодно увеличиваются до 40%, -- подчеркнул Айвар Тауриньш. – При этом в структуре доходов перевозчиков растет доля услуг с высокой добавленной стоимостью (складирование, консолидация, распределение, упаковка, таможенный сервис). Это позволяет увеличить эффективность логистики в России, которая до сих пор является ахиллесовой пятой транспорта РФ: по данным исследования Всемирного банка, непроизводительные затраты на транспорт в стране составляют 180 млрд долларов в год, что практически сравнимо с суммой долговременных инвестиций в Крым».
Доставки грузов по водным коммуникация действительно предоставляют набор преимуществ по сравнению с традиционной транспортировкой дорожным транспортом, подтверждают и российские перевозчики. «Железные дороги стратегически испытывают проблемы в развитии на международном сообщении по геополитическим причинам, а на практике этому препятствует наличие различных стандартов «колейности» железнодорожных путей, - отмечает генеральный директор ОАО «Совтрансавтоэкспедиция» Леонид Шляпников. - Поэтому мультимодальные и интермодальные доставки с применением SSS-технологий и судов речного класса, класса река-море, по сути, являются единственной альтернативой для организации регулярных линий по массовой доставке больших объемов грузов между США, Европой, Азией и Россией. К тому же водный транспорт позволяет снизить нагрузку на экологию – в 2 раза по сравнению с железнодорожным и в 3-5 раз по сравнению с автомобильным транспортом, а также до 25% снизить себестоимость дорожных перевозок для «узких» мест, пограничных переходов, в разы повысить безопасность доставки грузов, снизить процент потери и повреждения».
По словам Леонида Шляпникова, паромные решения как неотъемлемая часть перспективного рынка новых логистических технологий будут только развиваться, и темпы прироста в этой отрасли составят не менее 10-20% в год для Балтики, Черноморско-Азовского бассейна и Дальнего Востока. «Развитие в России портовой инфраструктуры, железных дорог и перегрузочных мощностей в соответствии с принятыми программами до 2030 года и активная позиция ведущих паромных операторов позволят добиться даже взрывного роста в ближайшей временной перспективе для направлений «bottle neck» – таких, как Крым и инфраструктура Дальнего Востока. Яркий пример активной позиции и продвижения ведущих и инновационных компаний на Восток - программа развития компании Stena Line Freight. Такие продукты и новые технологии, безусловно, дадут существенный толчок отечественной логистической индустрии и экономике в целом», - отмечает топ-менеджер холдинга «Совтрансавто».
Так, сокращение непроизводительных издержек на четверть даст экономике России минимум 45 млрд долларов в год, подсчитали в Stena Line. Эксперты также отметили: если оценить влияние инновационных системных решений через общие показатели затрат на транспорт, составляющих 20% ВВП РФ (660 млрд долларов), то оптимизация логистики принесет гораздо более значительный эффект.