Пискун Константин Владимирович — к. полит. н., стипендиат Федерального Канцлера Германии.
В настоящее время основная масса грузов из ЕС в Россию перевозится на автомобилях либо морским транспортом. Высокая стоимость перевозки, станционного сервиса и непривлекательные условия организации таможенного оформления на железнодорожных терминалах обуславливают слабый спрос грузоотправителей на услуги железной дороги. В статье приведены расчеты, позволяющие сравнить экономическую привлекательность нескольких вариантов транспортировки грузов.
Для ОАО «РЖД» и его дочерних обществ логистический рынок Европейского Союза представляет большой интерес. Во-первых, ЕС (в частности Германия, Нидерланды, Италия и Польша) является крупнейшим внешнеторговым партнером России. Согласно таможенной статистике, в январе — октябре 2012 г. на долю ЕС приходилось 48,8% российского товарооборота. Во-вторых, значительная часть экспортных товаропотоков из ЕС в Россию обслуживается автомобильным и морским транспортом. Это означает, что потенциал привлечения грузов на железную дорогу достаточно высок. В-третьих, обслуживание существующих грузопотоков может стать для ОАО «РЖД» и его «дочек» значимым долгосрочным фактором устойчивого экономического роста в условиях угрозы рецессии.
К безусловным преимуществам железнодорожного транспорта относятся возможность гарантировать соблюдение сроков перевозки (применительно к контейнерным поездам), отсутствие «пробок» на границе, независимость от ледовой ситуации (проблема характерна для портов) и стабильность цен в течение всего календарного года. В то же время, грузовладельцы не спешат переходить на услуги железной дороги. Попробуем разобраться, почему железнодорожный транспорт имеет слабую привлекательность для экспортеров из ЕС. Обратимся к практическим примерам и рассчитаем стоимость перевозки грузов в Россию (Московская обл.) различными видами транспорта для крупного производителя мебельной фурнитуры из Германии и производителя кормов для домашних животных из Бельгии.
Рассмотрим четыре основных варианта транспортировки грузов:
1) автомобилем вместимостью 120 м3;
2) автомобилем вместимостью 82 м3;
3) мультимодальная перевозка в составе контейнерного поезда через порт Дуйсбург (40-футовый контейнер, объем — 67,5 м3);
4) мультимодальная перевозка с использованием морского транспорта через порт Санкт-Петербург (45-футовый контейнер, объем — 86 м3).
Привлечение автоконтейнеровозов для осуществления такого рода перевозок экономически нецелесообразно, поскольку груз отправляется непосредственно с заводов производителей и не контейнеризирован.
При выполнении расчетов1 во внимание были приняты два параметра:
1) общее время выполнения логистических операций (нахождения груза в пути) T = Т1 + Т2 + Т3 + Tn (где Т1, …, Тn — время, требуемое для выполнения конкретных логистических операций);
2) общая стоимость доставкии С = С1 + С2 + С3 + Сn (где С1, …, Сn — стоимость отдельных логистических операций).
Грузы производителя мебельной фурнитуры направляются в Россию (Московская обл., г. Железнодорожный) из двух точек в Германии — Флото и Кирхленгерна. Определим основные виды работ, выполняемые участниками логистической цепи, включая терминальные услуги, таможенное оформление и пр., укажем их стоимость для каждого из вариантов транспортировки, а также затрачиваемое на них время (табл. 1). На основе полученных данных построим сетевой график, представляющий все четыре цепочки доставки (рис. 1).
Таблица 1. Описание работ (транспортировка мебельной фурнитуры)
Обозначение работы в сетевом графике Характеристика работы Стоимость, € Время, дней 1-2 Оформление экспортной ДТ (декларации на товары) 50 1 2-8 Автодоставка груза на таможенный терминал в Московской области (г. Химки). Автомобиль объемом 120 м3 4500 7 2-7 Автодоставка груза на таможенный терминал в Московской области (г. Химки). Автомобиль объемом 82 м3 4200 7 2-3 Подача контейнера, загрузка, автодоставка в Дуйсбург, ж/д- погрузка 380 1 2-4 Подача контейнера, загрузка, автодоставка в Гамбург 710 1 8-9 Терминальные услуги 95 1 9-16 Проведение таможенного оформления (г. Химки) 590 1 7-10 Терминальные услуги 95 1 10-15 Проведение таможенного оформления (г. Химки) 590 1 3-6 Транспортировка по железной дороге до станции «Кунцево-2» (г. Москва) 3200 6-11 Станционный сервис на «Кунцево-2» 170 1 11-14 Проведение таможенного оформления на «Кунцево-2» 649 1 4-5 Доставка морским транспортом в порт Санкт-Петербург 1655 5-12 Портовые операции в порту Санкт-Петербург — 1 12-13 Проведение таможенного оформления в порту Санкт- Петербург 236 1 13-17 Автодоставка до склада получателя 1000 14-17 Автодоставка до склада получателя и возврат контейнера 250 1 15-17 Автодоставка до склада получателя 300 1 16-17 Автодоставка до склада получателя 300 1Примечание: цены на таможенное оформление и внутрироссийские перевозки указаны с НДС (18%). Логистические услуги на территории ЕС НДС не облагаются. Цены приведены по состоянию на 15 июля 2012 г.
Рис. 1. Сетевой график для производителя мебельной фурнитуры
Результаты расчета параметров для различных схем доставки приведены в табл. 2.
Таблица 2. Параметры схем доставки (для производителя мебельной фурнитуры)
Номер маршрута Вид транспорта Параметры транспортного средства Схема доставки Время (Т), дней Стоимость (С), € 1 Авто Объем 120 м3 1-2-8-9-16-17 11 5035 2 Авто Объем 82 м3 1-2-7-10-15-17 11 4735 3 Авто плюс ж/д (через порт Дуйсбург) 40 футов (контейнер) 1-2-3-6-11-14-17 12 4699 4 Авто плюс морской (через порты Гамбург и Санкт-Петербург) 45 футов (контейнер) 1-2-4-5-12-13-17 13 3651
Аналогичным образом произведены расчеты для производителя кормов для домашних животных (табл. 3). Груз компании направляется из двух городов в Бельгии — Меера и Хогстратена — через Хазельдонк (Нидерланды) для прохождения ветеринарного контроля. Далее возможны варианты доставки груза напрямую автомобильным транспортом в Московскую обл. (Чеховский район, деревня Люторецкое), морским (по маршруту Антверпен — Санкт-Петербург) или железнодорожным через порт Дуйсбург.
Таблица 3. Описание работ (транспортировка кормов)
Обозначение работы в сетевом графике Характеристика работы Стоимость, € Время, дней 1-2 Погрузка товаров и отправка на ветконтроль. 40-футовый контейнер 40 0,5 1-3 Погрузка товаров и отправка на ветконтроль. Автомобиль объемом 120 м3 40 0,5 1-4 Погрузка товаров и отправка на ветконтроль. Автомобиль объемом 82 м3 40 0,5 1-5 Погрузка товаров и отправка на ветконтроль. 45-футовый контейнер 40 0,5 2-6 Проведение ветконтроля, оформление экспортной декларации 40 0,5 3-6 Проведение ветконтроля, оформление экспортной декларации 40 0,5 4-6 Проведение ветконтроля, оформление экспортной декларации 40 0,5 5-6 Проведение ветконтроля, оформление экспортной декларации 40 0,5 6-7 Транспортировка груза до порта Дуйсбург 500 1 6-8 Транспортировка груза до порта Антверпен 470 1 6-10 Транспортировка груза до таможенного терминала в Смоленске 4200 5 6-11 Транспортировка груза до таможенного терминала в Смоленске 3700 5 10-14 Терминальные услуги 142 1 14-18 Таможенное оформление (г. Смоленск) 496 1 11-15 Терминальные услуги 142 1 15-19 Таможенное оформление (г. Смоленск) 496 1 7-9 Транспортировка по железной дороге до станции «Кунцево-2» (г. Москва) 3040 9-13 Станционный сервис 211 1 13-17 Таможенное оформление на станции «Кунцево-2» 590 1 8-12 Морская доставка до порта Санкт-Петербург 1555 12-16 Портовые услуги — 1 16-20 Таможенное оформление в порту Санкт-Петербург, включая оформление ветеринарного сертификата 365 1 17-21 Автодоставка со станции «Кунцево-2» до склада грузополучателя и возврат порожнего контейнера 375 1 18-21 Автодоставка до склада грузополучателя 850 2 19-21 Автодоставка до склада грузополучателя 580 2 20-21 Автодоставка из порта Санкт-Петербург до склада грузополучателя 1150 2Примечание: цены на таможенное оформление и внутрироссийские перевозки указаны с НДС (18%). Логистические услуги на территории ЕС НДС не облагаются. Цены приведены по состоянию на 15 июля 2012 г.
С учетом перечисленных работ построим сетевой график движения груза (рис. 2). На графике представлены все четыре варианта доставки.
Рис. 2. Сетевой график для производителя кормов
Результаты расчета параметров для различных схем доставки приведены в табл. 4.
Таблица 4. Параметры различных схем доставки (для производителя кормов)
Номер маршрута Вид транспорта Параметры транспортного средства Схема доставки Время (Т), дней Стоимость (С), € 1 Авто Объем 120 м3 1-3-6-10-14-18-21 10 5318 2 Авто Объем 82 м3 1-4-6-11-15-19-21 10 4548 3 Авто плюс ж/д (через порт Дуйсбург) 40 футов (контейнер) 1-2-6-7-9-13-17-21 12 4796 4 Авто плюс морской (через порты Антверпен и Санкт Петербург) 45 футов (контейнер) 1-5-6-8-12-16-20-21 12 3620
Результаты расчетов для производителя мебельной фурнитуры и производителя кормов сведены в табл.5. Поскольку тарифы на автомобильный и морской транспорт были получены от таможенного представителя, который привлекает для перевозки подрядные организации, из стоимости автомобильной и морской перевозок была выделена надбавка посредника. Это позволило рассчитать стоимость перевозки при условии покупки услуги напрямую у транспортно-экспедиторской компании. Цены на железнодорожную перевозку были получены напрямую от поставщика услуги.
Таблица 5. Сравнение стоимости и сроков доставки грузов
Номер маршрута Время (Т), дней Стоимость (С), € Надбавка посредника, € Итого, € Время (Т), дней Стоимость (С), € Надбавка посредника, € Итого, € 1 11 5035 450 4585 10 5318 450 4868 2 11 4735 450 4285 10 4548 450 4098 3 12 4699 — 4699 12 4796 — 4796 4 13 3651 205 3446 12 3620 305 3315
Как видно из сводной таблицы, наиболее выгодным является вариантом доставки с использованием морского транспорта, за ним следует «автомобильные» варианты, а самой дорогой оказалась доставка по железной дороге. Стоимость транспортировки 40-футового контейнера вместимостью 67,5 м3 по железной дороге сопоставима со стоимостью доставки груза автомобилем вместимостью 120 м3, при этом полезный объем последнего почти вдвое больше!
Проведенный анализ динамики цен на автомобильный транспорт показал наличие сезонных колебаний. Мы проанализировали стоимость автоперевозки из Эссена в Москву в период с сентября 2010 г. по июнь 2012 г. Отчетливо прослеживается повышение стоимости перевозки весной, летом наступает период стабилизации, а осенью наблюдаются незначительные колебания цен.
Стоимость морской транспортировки может увеличиваться на величину ледовой надбавки (в период с ноября по апрель). Для 45-футового контейнера ледовая надбавка составляет примерно €218. Цены же на железнодорожные перевозки остаются стабильными в течение года, хотя за период с 2010 г. по 2012 г. они возросли на 27%.
Немаловажными факторами выбора способа транспортировки товаров являются условия и стоимость организации таможенного оформления (табл. 6).
Таблица 6. Условия организации таможенного оформления
Объект Стоимость хранения в зоне таможенного контроля, € Время хранения (стоимость хранения включена в цену комплекса услуг склада) Дополнительные затраты Стоимость услуг таможенного брокера (за декларацию о товарах), € Порт Санкт-Петербург 0 5 дней С 6-го дня — €17 за сутки хранения, начиная со вторых суток хранения. 210 Таможенный терминал «Химки», Московская обл. Зона деятельности Заводского таможенного поста Московской областной таможни 85 1 день Со 2-го по 4-й день — €25 за сутки хранения, с 5-го по 9-й день — €50 500 Таможенный терминал в Смоленске, зона деятельности таможенного поста Стабнинский Смоленской таможни 120 2 дня С 3-го дня – €18 за сутки хранения 500 Железнодорожная станция Кунцево 2 105 12 часов Стоимость хранения в зоне таможенного контроля – €105 в сутки, стоимость хранения на свободном складе – €15 в сутки 650Примечание: цены указаны без НДС.
Как видно из табл. 6, наиболее выгодные условия организации таможенного оформления предлагаются в порту Санкт-Петербург, а наименее выгодные — на железнодорожной станции Кунцево-2 (конечная станция прибытия регулярного контейнерного поезда Дуйсбург — Москва).
Принимая во внимание стоимость и условия организации таможенного оформления, можно сделать следующие выводы.
Низкая стоимость морского фрахта и привлекательные условия организации таможенного оформления грузов в порту Санкт-Петербург обуславливают наивысшую экономическую привлекательность маршрута с использованием морского транспорта даже с учетом ледовой надбавки в период с ноября по апрель.
Далее по степени экономической привлекательности следует способ, предусматривающий использование автомобильного транспорта. Условия таможенного оформления колеблются (в зависимости от того, какой таможенный терминал рассматривается), но клиент при обязательной оплате комплекса терминальных услуг может рассчитывать на один-два дня бесплатного хранения груза в зоне таможенного контроля.
Наименьшей экономической привлекательностью обладает железнодорожный транспорт. Несмотря на относительно низкую стоимость транспортировки по маршруту Дуйсбург — Москва в составе контейнерного поезда, имеет место высокий уровень дополнительных издержек (аренда контейнера, автодоставка на станцию отправления, терминальные услуги на станции Кунцево-2, непривлекательные условия таможенного оформления и т.д.), которые снижают востребованность данного варианта среди грузоотправителей.
Анализ деловой активности ОАО «РЖД» и его дочерних структур на логистическом рынке ЕС показывает, что основной акцент делается на развитии сотрудничества с крупными компаниями, грузопотоков которых достаточно для формирования полноценных контейнерных поездов, курсирующих на регулярной основе (проекты для «Фольксваген груп Рус», PSA Peugeot Citroën), и проработке крупных инфраструктурных проектов (например, строительство железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм до Вены, стоимость проекта — более €4,7 млрд).
На взгляд автора, предпосылками для перехода грузовладельцев на услуги железной дороги могут стать пересмотр действующей политики ценообразования, причем в расчет должна приниматься вся цепь поставок, а не только железнодорожная перевозка, пересмотр стоимости и условий терминального обслуживания, таможенного оформления и оказания дополнительных услуг.
Условия на железнодорожных терминалах должны быть не хуже, чем на сухопутных терминалах и в морских портах (от одних до нескольких суток бесплатного хранения поступивших грузов, гарантия конкурентных условий работы для таможенных представителей, независимых транспортно-экспедиторских компаний и т.д.), необходимо повысить качество оказываемых услуг.
1 Формулы заимствованы из методики расчета оптимального пути на основе сетевого графика. См.: Лукинский В.С., Пластуняк И.А., Плетнева Н.Г. Транспортировка в логистике: Учеб. пособ. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005. — С. 36.
Подготовлено: Маргарита Крашенникова