Сейчас на все контейнерные грузы приходится не больше 25% общего грузооборота российских портов, но аналитики ожидают, что в ближайшие годы их доля удвоится, а ежегодный прирост контейнерного бизнеса в России составит 1015%.
Наблюдается новый всплеск в развитии контейнерных комплексов, активизировалось строительство новых и расширение уже имеющихся мощностей.
Самым крупным игроком на рынке контейнерных перевозок на Северо-Западе становится Национальная контейнерная компания (НКК), созданная Северстальтрансом и английской фирмой First Quantum. В составе НКК московский терминал, Первый контейнерный терминал в Петербурге. Планируется развитие терминалов в портах Восточный, Новороссийск, Оля на Каспии, Усть-Луга в Ленинградской области.
О намерении сосредоточиться на перевалке контейнерных грузов заявила офшорная группа Nasdor Inc, продавшая летом этого года акции ОАО Морской порт Санкт-Петербург, планируется довести объем переработки контейнеров до 800 тыс. TEUs. Также сейчас в собственности Nasdor Inc. находится по 50% акций Первого контейнерного и Балтийского контейнерного терминалов, здесь объем переработки контейнеров планируется довести до 2 млн TEUs в год.
В создание Балтийского контейнерного терминала в Усть-Луге планируется вложить $500 млн (I очередь $170 млн).
Первый контейнерный терминал расширяет мощность
В 2003 г. через ОАО Первый контейнерный терминал было перевалено 433 тыс. TEUs, а за 7 месяцев текущего года 280 тыс.
За последние годы на ПКТ введено в эксплуатацию около 200 тыс. кв. м новых площадей, сегодня на терминале одновременно может храниться до 16 тыс. TEUs. Кроме того, город помог НКТ приобрести права на большой участок в Шушарах, позволяющий вести формирование судовых партий контейнеров в 13 км от терминала.
С 2001 года на ПКТ работает электронная система документооборота и система спутникового позиционирования контейнеров. Потенциальные возможности комплекса позволяют хранить 1500 рефрижераторных контейнеров. Их обслуживанием занимается специальная служба, которая через каждые 6 часов снимает температурные показания.
ПКТ сотрудничает с 7 фидерными линиями (Maersk Sealend, OOCL, MSC, Team Lines, Unifeeder, ESF Euroservices, CMA-CGM). В среднем за месяц ПКТ обрабатывает до 60 судов, интенсивность обработки доходит до 35 перемещений на судно в час. Средний срок хранения контейнеров сократился с 14 сут./конт. в январе 2003 г. до 5,75 сут./конт. в июле 2003 г. Досмотру подвергаются примерно 3540% груза.
Сегодня на терминале из всего объема обрабатываемого груза примерно 92% составляет российский товар. Остальные 8% это транзит казахстанских и узбекских грузов (хлопок, товары широкого потребления, сырье).
Петролеспорт увеличивает долю контейнерных грузов
Крупный контейнерный проект начала реализовывать стивидорная компания Петролеспорт, принадлежащая лесному концерну Орими. Ее партнером станет немецкая компания Hamburger Hafen und Lagerhaus, ставшая акционером ОАО Петролеспорт.
По словам председателя Совета директоров ОАО Петролеспорт Александра Колосницина, к 2006 г. порт сможет обрабатывать 220 тыс. TEUs, в 2003 году этот показатель составил 92,5 тыс, а за 7 месяцев 2004 г. 63 тыс. TEUs.
До 2013 года в развитие контейнерных мощностей планируется вложить около $140 млн, доведя грузооборот порта до 500 тыс. TEUs. Долю контейнерных грузов в общем обороте порта планируется увеличить с 21 до 40%.
В период с 2007 по 2009 годы компания планирует сдать в эксплуатацию 4-ю и 5-ю очереди рефрижераторного терминала, выведя комплекс на перевалку 300 тыс. тонн рефгрузов в год. Для перетаривания контейнеров в порту планируется строительство двух крытых складов, с возможностью одновременной перетарки 100 контейнеров. Все эти мероприятия составляют основу 10-летней программы развития компании.
Помимо указанных выше компаний с контейнерными грузами в Большом порту Санкт-Петербург работают еще 4 оператора, которые так же имеют планы по наращиванию мощностей:
ООО Моби Дик:
грузооборот 2003 г. 58 тыс. TEUs (бывшая база Литке на о. Котлин)
ООО Русмарин-Форвардинг:
грузооборот 2003 г. 49 тыс. TEUs
(причал АООТ Северная верфь)
ОАО Коммерческий центр транспорт и лес:
грузооборот 2003 г. 6 тыс. TEUs
(причал АООТ Северная верфь)
ЗАО Балтийские транспортные системы:
грузооборот 2003 г. 5 тыс TEUs
(причал 101 ОАО Морской порт Санкт-Петербург)
Развивая контейнерный бизнес, необходимо учитывать, что крупные мировые перевозчики неохотно отправляют свои контейнеры в Россию и через нее, настаивая либо на перекомплектации контейнеров, либо на их дорогой страховке. Это обусловлено тем, что в России отсутствуют компании-операторы, которые могли бы на равных участвовать в мировой системе обмена контейнерами.
Наши компании не располагают достаточно большим парком контейнеров, так как российских грузов, подлежащих контейнеризации, не так и много, ведь основной объем экспорта приходится на нефтегазовую составляющую. Однако специалисты считают, что можно расширить спектр грузов, пригодных для контейнеризации, в первую очередь за счет продуктов деревообработки, некоторых продовольственных товаров, продуктов химического производства.
- 433 тыс. TEUs обработал Первый контейнерный терминал (ПКТ) в 2003 году.
- К 2007 году планируется довести его мощность до 800 тыс. TEUs.
- В среднем за месяц ПКТ обрабатывает до 60 судов.
- 92% обрабатываемых грузов составляет российский товар.
Сравнительный анализ
Если будут реализованы все запланированные проекты в отношении строительства новых и расширения существующих контейнерных терминалов, то Большой порт Санкт-Петербург сможет выйти на показатель практически в 4 млн TEUs в год. Эта цифра сопоставима с возможностями в недавнем прошлом таких портов, как Гамбург и Антверпен.
Столь амбициозные проекты имеют под собой четкое экономическое обоснование. Это подтверждает и динамика стоимостных показателей доставки контейнеров по предлагаемой Россией транспортной схеме. Так, доставка одного 20-фунтового контейнера из японских портов в Варшаву традиционным путем через Суэцкий канал стоит $2338, а по коридору ВостокЗапад (ТРАНСИБ) $1719, что на 26,5% дешевле. Примерно такие же показатели мы имеем и на обратном направлении.
Если сравнивать стоимостные показатели по доставке контейнеров из Москвы в Роттердам, то и на этом пути самым экономичным вариантом является транспортировка через Санкт-Петербург. Перевозка 20-фунтового контейнера с использованием железнодорожной тяги составит $983,8. Через Котку это будет стоить $1146, через Рижский порт $1094,4. С использованием автотранспорта стоимость составит соответственно: $1374,1, $2336,9 и $1987,8. Транспортировка контейнеров через Петербург, таким образом, оказывается дешевле на 4131%.
Объем перевозок грузов в контейнерах растет, при этом основная доля грузопотока приходится на порты Балтики.
Борис Усанов