Уникальное решение Правительства РФ в сфере организации пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте

Экспертное мнение.

По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), установление льготного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на долгосрочный период и принятие федеральными властями обязательств по субсидированию выпадающих в связи с установлением скидки доходов владельца инфраструктуры на 15 лет является весьма своевременным, но в то же время уникальным и беспрецедентным случаем в российской экономике и социальной жизни, особенно с учетом сложившейся макроэкономической нестабильности. 

Сегодня, 25 июля, опубликовано постановление Правительства РФ от 21 июля 2016 года №703. Постановление продлевает действие коэффициента 0,01 к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования. Скидка применяется в пригородном сообщении на согласованных субъектом Федерации маршрутах курсирования пригородных поездов (в рамках договора на транспортное обслуживание населения) в период до 31 декабря 2030 года. Постановление принято в соответствии с пунктом 68 «Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году», утвержденного 1 марта 2016 года. Принятые меры позволят обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты, а также поспособствуют обеспечению безубыточности работы пригородных пассажирских компаний в долгосрочной перспективе.

Напомню, пригородный железнодорожный комплекс ежегодно перевозит более 900 млн пассажиров, около 65% из которых приходится на Москву и Московскую область. В целом, сообщение осуществляется между 5000 станций по всей России, при этом для многих населенных пунктов альтернативы железнодорожному транспорту нет.

В последние несколько лет проблемы организации и финансирования перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении неоднократно привлекали внимание органов исполнительной власти на разных уровнях, а также средств массовой информации. Из-за недостатка финансирования в 2012-2014 гг. было отменено более 900 поездов, в начале 2015 года едва не были остановлены еще 300. Это вызвало волну социальной напряженности и требование Президента страны немедленно восстановить прекращенное пригородное сообщение по всей территории Российской Федерации.

В результате в 2015 году федеральными органами исполнительной власти была проведена системная работа по стимулированию конструктивного взаимодействия между властями субъектов и пригородными пассажирскими компаниями и стабилизации ситуации с пригородными пассажирскими перевозками. Это, в совокупности со скидкой на услуги инфраструктуры в размере 99% позволило пригородному пассажирскому комплексу закончить год на уровне, близком к безубыточному. Основным препятствием к сохранению достигнутых результатов и развитию пригородных перевозок был временный и краткосрочный характер принятых мер и решений, включая решение о предоставлении скидки на услуги инфраструктуры.

Таким образом - сейчас, на фоне появившихся признаков равновесия в отрасли нормативное закрепление действия основного инструмента поддержки пригородного пассажирского комплекса на 15 лет является весьма своевременным и очень важным с точки зрения обеспечения стабильности и предсказуемости деятельности пригородного железнодорожного комплекса, а также возможности его развития. Принятое решение позволит пригородным пассажирским компаниям вырабатывать долгосрочную стратегию, планировать свою инвестиционную деятельность, вести конструктивный диалог с банками и лизинговыми компаниями, в том числе по вопросам приобретения подвижного состава.

Скидка 99% на услуги инфраструктуры при перевозке пассажиров в пригородном сообщении в России применяется с 2011 года с соответствующей компенсацией выпадающих доходов владельца инфраструктуры из федерального бюджета. В 2016 году предусмотренный федеральным бюджетом размер поддержки составляет 37,1 млрд рублей. Однако до текущего момента решения о предоставлении указанной скидки принимались каждый год с установлением срока действия скидки не более одного года.

Стоит сказать, что принятие документа, устанавливающего финансовые обязательства федеральных властей на 15 лет вперед, является уникальным примером не только для российской железнодорожной отрасли, но и для экономики и социальной жизни страны в целом. Вместе с тем это соответствует лучшим сложившимся международным практикам.

Напомню, что в Германии ежегодный размер компенсаций, предоставляемых пригородным железнодорожным перевозчикам из федерального бюджета, достигает
5,7 млрд евро, при этом размер поддержки и темпы его индексации законодательно закреплены сроком на 15 лет.

Итак, сделан очень важный шаг на пути к обеспечению стабильности и возможности развития пригородного пассажирского комплекса. Однако можно сказать, что выполнено необходимое условие такого развития, но не достаточное. В пригородном комплексе до сих пор остается ряд проблем, требующих пристального внимания и решения. Будем надеяться, что принятый очень важный для отрасли документ – это лишь очередной шаг в системной работе по стабилизации ситуации в отрасли. 

Юрий Саакян, Генеральный директор, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости